Театр и Интернет
Театр. Спасибо, что он-лайн Нина СТАДНИК, Юлия ЧЕЧИКОВА С каждым годом театры все активнее используют преимущества Интернет-пространства для популяризации своих проектов. Сайты, страницы в социальных сетях становятся теми «магнитами», которые информируют о спектаклях сетевую аудиторию.
Кроме того, стремительно развивающиеся Интернет-приложения позволяют приобщиться к прекрасному не выходя из дома – в распоряжении театралов он-лайн версии цифровых телеканалов, видео-хостинги, хранящие огромное количество спектаклей со всего мира. С каждым годом становятся все более востребованы трансляции постановок в Интернет. Следовать единству времени и места теперь совершенно необязательно – их зритель выберет сам. Но не нужно забывать о том, что спектакль – материя тонкая, в своем роде уникальная, обладающая кучей специфических нюансов, которых нет, скажем, в кино.
Насколько совместимы между собой высокие технологии и театр, пытался разобраться корреспондент «Театрала». Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы решил помочь сценическому искусству найти свое место в Интернете. В январе этого года стартовал проект «Золотая коллекция телевизионных версий спектаклей московских театров», целью которого является продвижение постановок в глобальной сети.
В свободном доступе на YouTube будут размещаться полные видео версии спектаклей лучших столичных театров. Проект вызвал неподдельный интерес юзеров — за полмесяца количество подписчиков канала побило отметку 1700, причем в он-лайне сейчас размещены только три спектакля.
Симбиоз театрального искусства и современных технологий с практической точки зрения – идея в целом не плохая. Но возникает масса вопросов: можно ли создать у зрителя, сидящего перед монитором, ощущение присутствия в зрительном зале? Не теряет ли Интернет-версия спектакля что-то важное?
Что думают по этому поводу сами театральные деятели и готовы ли они к адаптации своих творений для виртуального мира?
Оказалось, что готовы, но не все. Так, генеральный директор московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин не верит, что Интернет способен транслировать спектакли, не искажая их качества. Он считает, что театр, как искусство сиюминутное и живое, может существовать без потерь только в привычном для него пространстве. Никакая техника, по мнению Урина, не может создать ощущение связи между зрительным залом и сценой.
У Интернет-зрителя лишь возникнет иллюзия того, что он посмотрел спектакль того или иного театра, утверждает директор Музыкального театра.
Согласно статистическим исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, театр посещает 23% населения России, причем только 1% делает это ежемесячно. Пожалуй, среди оставшихся 77% найдутся те, кто будет рад хотя бы иллюзии просмотра. Можно, конечно, утверждать, что никакие компьютерные технологии не смогут сберечь ту ниточку, которая образуется между актером и зрителем, когда они дышат единым воздухом в одном зале.
Но не стоит забывать, что есть, например, люди с ограниченными физическими способностями. Театры, оборудованные специальными пандусами для инвалидов, можно по пальцам пересчитать. Да и что греха таить, во многих театральных зданиях по тем или иным причинам нет даже лифта, которым бы мог воспользоваться человек в инвалидной коляске, чтобы попасть в зрительный зал.
Лестничные пролеты становятся для такой категории зрителей непреодолимым препятствием, причем проблема даже не в стоимости установки пандусов или лифтов, а в том, что планировка здания не позволяет вмешиваться в ее специфическое решение. По той же самой причине многие театры не могут позволить себе установить современную систему пожарной безопасности. Интернет может оказаться для колясочников единственной возможностью посмотреть спектакль.
Театральные деятели обеспокоены тем, что Интернет совсем уведет публику из зала, а и без того скудный театральный доход сойдет на нет. Но Интернет уже давно стал неотъемлемой частью современной жизни, и уже слишком поздно рассуждать — хорошо это или плохо. Видео версии спектаклей бороздят виртуальные просторы не первый год, а люди продолжают ходить в театры. Так что стоит признать, Интернет-вариант – это не столько для тех, кто сомневается — смотреть дома или в театре, а для тех, кто либо посмотрит дома, либо не посмотрит нигде и никогда.
Те же опросы ВЦИОМ выявили одну из важнейших причин, из-за которой люди не ходят в театр, — это отсутствие самых дворцов Мельпомены в месте проживания. Огромная часть населения малых городов России отрезана от культурной жизни, поэтому найти Интернет-провайдера для них более реально, чем организовать собственный театр.
В глубинке тоже работают талантливые коллективы, постановки которых получают признание не только местной публики и близлежащих областей, но и избалованных столичных зрителей, а также въедливой критики. Обладая выходом в Интернет, можно не тратиться на перелеты и быть в курсе самых лучших театральных работ глубинки. Например, екатеринбургский театр Николая Коляды то и дело фигурирует среди номинантов на премию «Золотая маска». Сам худрук выступает в защиту Интернет-трансляций спектаклей: «Думаю, что боятся «показать» себя в Интернете те, кому нечего показывать. Если ты делаешь «качественный продукт» и тебе за него не стыдно, то какая разница — идет ли он в записи или в реальности.
Я считаю, что спектакли надо выкладывать в Интернет. Я получал и получаю десятки писем из разных городов с благодарностью, так как мои спектакли смогли посмотреть люди, которым интересен мой театр, но из-за ряда причин они никогда не смогут приехать и посмотреть спектакли в Екатеринбурге ».
Актеры и режиссеры смотрят на все это гораздо лояльней, даже по-философски. Одним из первых спектаклей, размещенных на канале Youtube «Золотая коллекция» стал «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» театра «Современник». Задействованный в нем актер Александр Филиппенко считает, что Интернет не конкурент театра, а инструмент пропаганды культуры, который сможет заинтересовать потенциальную публику: «Неужели вы думаете, что Интернет – соперник театра? Это ведь не искусство, а энциклопедия информации. Так почему бы этой энциклопедии не показывать и спектакли?
Я только за. Пусть расцветают все цветы. А за живым искусством люди в театр будут ходить всегда». Но для того, чтобы спектакль появился в Интернете, его нужно качественно снять, причем сделать это так, чтобы сохранить все те уникальные качества, которые вложили в него создатели.
Ведь, сидя в зале, зритель сам решает на какого актера ему смотреть, а при видеомонтаже спектакль неизбежно получает оттенок фильма, что в корне неправильно, если не стоит задача целенаправленно снять телеспектакль. В то же время, есть такие режиссеры, которым важен уже сам факт съемки спектакля. «В ноябре прошлого года мы играли 13 спектаклей в Москве в Центре на Страстном, — рассказывает Николай Коляда. — Замечательный, неспокойный человек, журналист Валерий Кичин сам, по собственной инициативе, снял на очень приличную камеру, а затем смонтировал и выложил в Интернет несколько наших спектаклей. При этом Валерий Семенович писал мне письма и также боялся: а не станет ли меньше зрителей на наших спектаклей?
Уверяю всех – нет».
Но простому зрителю, как, собственно, и простому журналисту, снимать спектакли на камеру по собственной инициативе категорически запрещено. И это не эстетическая жадность. Просто существует один тонкий момент – авторское право. С ним в Интернете в целом и в нашей стране в частности всегда все сложно.
Кому будет по праву принадлежать достояние искусства, блуждающее по Интернет-пространству? Как защитить видео-спектакли от пиратства? На эти вопросы дал ответ юрист, специализирующаяся в области авторского права, Ирина Тулобьева: «Спектакль – это не только произведение искусства, но и сложный юридический объект с множеством составляющих: игра актеров, работа художников, драматурга, композитора. И у каждого из них есть исключительные права на все эти составляющие, в том числе право разрешать или запрещать запись спектакля и его воспроизведение. Каждый, кто записывает спектакль на видео-камеру, диктофон, снимает на фотоаппарат должен получить для этого соответствующее разрешение.
Делать это в личных целях запрещено законом. Те люди, которые без согласия правообладателей выкладывают объекты в Интернет, и порталы, на которых выложен объект, и люди, скачивающие его – все они нарушители закона. Нужно понимать, что в стоимость вашего билета на спектакль входит только лишь его просмотр, само это зрелище вам не принадлежит».
Но это уже юридическая сторона вопроса, о которой пользователь Интернет задумывается в последнюю очередь. Спектакль остается спектаклем, даже пересекая границы времени и пространства и заполучая свой номер в ряду бесконечного числа роликов на YouTube. Но следует учитывать тот факт, что с изобретением калькулятора люди почти разучились считать устно. Не станут ли спектакли, адаптированные для Интернет, эдаким душевным калькулятором? Справится ли виртуальный мир с такой высоко художественной ответственностью?
Не стоит, пожалуй, быть неистовыми консерваторами, ведь это не злая подножка высокому искусству, а любезный жест в адрес широкого круга зрителей, а также дань времени. Антракт можно будет устроить в любой момент, и продлиться он может так долго, как пожелает юзер – стоит только нажать на кнопку. Но вот только аплодировать монитору зрителям не придется.