Театр на Таганке продемонстрирует «Архив семьи Боуден»
Ирина Алпатова Открытие новой выставки состоится в Театре на Таганке 10 февраля. Выставка «Архив семьи Боуден» является продолжением проекта Группы юбилейного года, одно из направлений которого – превратить фойе театра в параллельное сцене арт-пространство. Предыдущая выставка «Попытка альтернативы» занимала все пространство театра, в противоположность ей, «Архив» – выставка камерная.
Специально для «Театрала» художник Ксения Перетрухина рассказала об особенностях этой своеобразной экспозиции:
«Эта выставка появилась чудесным образом, можно сказать, по волшебству. Проект юбилейного года изначально ведь был совершенно теоретической конструкцией. И главный его формообразующий принцип, высказанный в предыдущей выставке «Попытка альтернативы», заключался в том, чтобы пересмотреть историю Театра на Таганке глазами маленького человека, анонимного участника истории. И сделать его героем, а известным фигурам и событиям уделить роль фона. Разумеется, мы советовались с друзьями и знакомыми, делились с ними своими планами.
И художница Ваня Боуден рассказала, что ее дедушка с бабушкой были фанатами Таганки, собирали программки и билетики. У нас в руках оказалась папка. Это была готовая выставка – история Театра на Таганке, вручную собранная, пробитая дыроколом и подшитая в копеечную картонную папку-скоросшиватель с нарисованным от руки логотипом Таганки. В ней 56 билетиков, программок, газетных вырезок, служебных пропусков.
На каждом – дата, указание, кто именно из членов семьи был, и коротенький комментарий. Я перелистывала содержимое, и мне казалось, что ничего интереснее я не держала в руках. В маленьких пометках – восторг, ирония, разочарование, чувство сопричастности.
Это такое интимное путешествие по времени, не широкими проспектами, а маленькими переулочками. Боуденовская история театра отличается от той, что написали критики. Они смотрели спектакли не на премьерах, а позже, когда везло достать билеты.
Что-то важное оказалось за бортом – например, на знаменитого «Гамлета» они так и не попали. Зато многие другие спектакли видели дважды, трижды, четырежды…»
Архив семьи Боуден заключен в определенные временные рамки: между 1968 и 1990 годами. Зрителей было трое: глава семьи Борис Самойлович Боуден (преимущественно он вел записи), его жена Белла Исаковна Турбина (в записях фигурирует под домашним именем Чи) и дочь Янина (в записях – Янка).
Связь этой семьи с Таганкой столь же типична, сколь и уникальна: химики Боудены жили в Днепропетровске и всякий раз, приезжая в Москву в командировку, спешили в театр. Потом переехали в столицу, стали активно участвовать в жизни секции зрителей при ВТО, а позже, уже в эфросовский период, Борис Боуден возглавил подразделение этой секции, связанной с Театром на Таганке.