Театр Особняк: юбилейный спектакль в юбилейном году
театр «Особняк»
17 и 18 января один из самых камерных петербургских театров — театр «Особняк», который в в IV международном театральном фестивале «Подмосковные вечера», проходившем на сцене Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ». В фестивале принимали участие российские и зарубежные профессиональные драматические театры со спектаклями большой и малой форм — как на русском, так и на иностранном языке.
Премию в номинации «Симпатии жюри за спектакль малой формы» жюри присудило Театру «Особняк» (Санкт-Петербург, Россия) со спектаклем «КОРОЛЬ УМИРАЕТ».
Режиссер Алексей Слюсарчук вводит нас в мир, с которым не каждый готов столкнуться, он говорит о том, о чем стараешься не думать — о страхе смерти. Мы редко говорим о смерти прямо — не в нашей традиции, но время изменилось. Время больше не дает нам отсрочки, жить нужно сейчас.
Об этом взывает каждой своей фразой Дмитрий Поднозов в роли Короля.
Спектакль только отчасти поставлен по пьесе Эжена Ионеско. В духе постмодернизма режиссер добавляет к пьесе несколько разных текстов, эзотерические размышления, личные истории. В спектакле главный персонаж — Король — обычный человек, пытающийся принять действительность «кривого зеркала», концентрирующийся на основном вопросе: «Как примириться со смертью?»
В актерскую игру вплетена импровизация: текст Ионеско «присваивается», как свой, слова меняются местами с добавлением новых междометий. Дмитрий Поднозов пытается «достучаться» до сердца каждого, он снимает пафос серьезности: «Я не продвинутый, я боюсь смерти». Но сильнее всего в спектакле работают моменты тишины.
На протяжении всего действия внезапные паузы не раз останавливают наше сознание, пытаясь погрузить в самих себя. Дмитрий, сидя на королевском троне, просит минуту на размышление, он замирает, постепенно расслабляются сжатые кисти, разглаживается лицо, на наших глазах происходит медитация, время остановилось…
Спектакль переносит нас в иное пространство, где над человеком не властны земные заботы. Группа «Каменное море» с помощью поющих чаш, горлового пения и других этнических музыкальных инструментов вводит нас в «резонанс с живыми организмами посредством звуковых волн».
Приговор неумолим: «Вам остается жить ровно час». То, что неотвратимо — неотвратимо наступит. Нет вариантов. Нет другого выхода, даже если ты «часто выигрывал в лотерею».
Теперь ты живешь со смертью внутри – один час двадцать, десять минут…