«Театр уж полон, ложи блещут…»
«Театрал» составил обзор спектаклей, которые стоит посмотреть, оказавшись на майские праздники в Северной столице Театр имени Комиссаржевской. «Крейцерова соната»
«Крейцерова соната» Льва Толстого в конце XIX века была запрещена и распространялась тайно. Тогда произведение вызвало гнев и у рядовых читателей, и у Церкви. Но и сегодня рассказ главного героя об убийстве жены режиссер Светлана Свирко вслед за автором трактует как акт освобождения ото лжи, связывающей двух людей.
Александринский театр. «Гамлет»
Режиссер Валерий Фокин обладает удивительным даром вписывать классику в контекст эпохи. Сочиненная Шекспиром четыре века назад пьеса превратилась в остросоциальный памфлет о бедах людей. А трансформации текста, различные интерпретации и разработка отдельных мотивов лишь подчеркивают вечный смысл этого произведения.
БДТ имени Товстоногова. «Дом БернардыАльбы»
Спектакль Темура Чхеидзе– о ценностях из категории вечных: о добре и зле, любви и ненависти, силе человеческого духа и ответственности за личный выбор. «Дом Бернарды Альбы» не раз ставился в театрах разных стран и экранизировался по всему миру. А оттенок документальности пьесе придает то, что она основана на реальных событиях.
Театр на Васильевском острове. «Небо падших»
Куда попадают люди после смерти? Конечно, на небо. Но на одном небе живут праведники, а на другом– грешники, поэтому оно называется небом падших. Новая пьеса по мотивам повести Юрия Полякова построена как любовный поединок мужчины и женщины. Духа и плоти.
Это спектакль о странной и смертоносной любви и небесном бизнесе. А сама повесть написана в поляковской манере «гротескного реализма».
Малый драматический театр– Театр Европы. «Лорензаччо»
Совместная работа постановочной группы из Франции и актеров труппы Льва Додина. Ранее пьеса классика французской литературы Альфреда де Мюссе никогда не ставилась в Северной столице. В центре спектакля– душевные терзания героя, обуреваемого гордыней, и сюжет, взятый из флорентийской хроники XVI века.
Лорензаччо, к слову, часто называют французским Гамлетом. Не случайно в этой роли блистали легендарные Сара Бернар и Жерар Филипп.
Небольшой драматический театр. «Три сестры»
Лев Эренбург превратил хрестоматийную чеховскую драму в комедию. Все роли построены на карикатурных штрихах. Однако смешное здесь всегда перекликается с трагическим, а трагическое в любую минуту может обернуться фарсом. Конечно, «Три сестры» дают больше поводов смеяться, чем плакать.
Но при всей карикатурности в спектакле нашлось место и звенящей чеховской паузе.
Молодежный театр на Фонтанке. «Валентинов день»
«Валентинов день»– некое продолжение пьесы Рощина «Валентин и Валентина», а точнее, мелодрама с цитатами в направлении примитивизма. Иван Вырыпаев написал свою версию истории о том, как практичные взрослые из-за меркантильных соображений разрушили любовь своих детей. Его Валентине уже шестьдесят, а она все мучается любовью к Валентину.
Время в пьесе плавно перетекает из прошлого в будущее. Но важно не время действия, а сами действия. Не случайно Вырыпаев в качестве эпиграфа выбирает слова арабского философа Коры Аль Музани: «Не пытайтесь искать логику во времени– во времени логики нет.
Есть две вещи: любовь и любовь».