Театральные критики подводят итоги сезона.Серия 3

  1. Событие сезона
2. Неудача сезона
3. Тенденция сезона

Ирина Алпатова, театральный обозреватель журнала «Театрал»
1. Сезон действительно оказался событиен сам по себе. И заставил говорить не только о конкретных спектаклях, но и видеть определенные тенденции, которые раньше в подобных опросах приходилось высасывать из пальца.Театральные критики подводят итоги сезона.Серия 3

Из событийного назову работу «Гоголь-центра». И здесь принципиально важным является не столько качество и эстетика спектаклей (которые очень многим приходятся не по нраву и не по вкусу), но то, что «Гоголь-центр» имеет некую концепцию своей деятельности, что на сегодняшний момент в принципе редкость. Имеет программу, включающую в себя не только производство спектаклей, но и постоянную «жизнь» вокруг них. Здесь говорят о литературе, музыке, драматургии, театральной прессе, проводятся лекции и мастер-классы, встречи с «интересными людьми».

То есть стоит подчеркнуть, что эти концепция и программа не только красиво декларируются, но и реализуются на практике. То же самое можно сказать и про «Школу театрального лидера», выпускники которой начинают заниматься серьезными и значимыми проектами, а не только проходят курсы «повышения квалификации».

Событийными считаю назначения Андрея Могучего в БДТ и (если подтвердятся слухи) Марата Гацалова в качестве лидера Новой сцены Александринки. Равно как и открытие самого этого высокотехнологичного и многофункционального театрального пространства.

Событием становится и то, что Департамент культуры наконец-то начал объявлять конкурсы на лучшую концепцию развития того или иного театра. Этого давно не хватало, а потому и новые назначения, вероятно, не будут выглядеть случайными.

Что же до конкретных спектаклей, то не буду оригинальной – «Евгений Онегин» Туминаса в Вахтанговском, «Добрый человек из Сезуана» Бутусова в Пушкинском, Василий Бочкарев в «Селе Степанчикове» в Малом театре. Это явления очевидные, способные примирить всех членов расколовшегося критического сообщества. Но пальму первенства в лично-субъективных впечатлениях разделили два других спектакля.

Это «Онегин» Тимофея Кулябина в новосибирском «Красном факеле» – жесткое, стопроцентно современное, молодое и личностное высказывание, сделанное средствами искусства при помощи «нашего всего», то есть самого Пушкина. И «Идеальный муж» Константина Богомолова – отчаянное и провокативное действо, где режиссер умудрился собрать в единое целое едва ли не все насущные проблемы и язвительно высмеять нынешнее состояние умов и тел.

2. На этом фоне отдельные «провальные» спектакли даже не хочется искать, они сами собой исчезают из памяти. А разочаровал, конечно, Театр имени Ермоловой, не сумевший пока предложить чего-то внятного и достойно исполненного.
«Провальным», на мой взгляд, является ситуация с театральной прессой. Закрываются отделы культуры, перепрофилируются целые издания, остальные, чтобы выжить, ходят с протянутой рукой. И никому где-то там «в верхах» до этого нет никакого дела.

Иногда разочаровывает и публика, решительно не желающая принимать театральные эксперименты. Недавние театральные скандалы в Омске и на Платоновском фестивале в Воронеже – яркое  тому подтверждение.

3. В определении тенденций тоже сложно оригинальничать. Критическое сообщество раскололось на непримиримые лагеря. Вместо того, чтобы заниматься общим делом – анализом процесса, критики подчас переругиваются друг с другом, причем абсолютно не слыша друг друга и не пытаясь понять чужую точку зрения.

Впрочем, это свидетельствует о том, что процесс стал действительно живым и цепляющим каждого за нервные окончания.

И еще одно. Приход нового поколения в театр стал действительно очевиден. Пусть не все проходит гладко, но люди реально начинают «дело делать», а не только стонать о собственной невостребованности и власти «патриархов».

Без ошибок здесь не обойтись, но на них, как известно, учатся.

Ольга Егошина, театральный обозреватель газеты «Новые известия»
1. Событий в этом сезоне было на удивление много и весьма разноплановых.
Наверное, начну с радостей строительных. В Санкт-Петербурге с очень небольшим перерывом были открыты новые сцены старейших российских театров – Мариинки и Александринки. И если Мариинка-2 вызвала нарекания ценителей архитектуры, то Новую сцену Александринки (точнее целый театральный комплекс: сцен, репетиционных помещений, учебных этажей) приняли практически все: и защитники городского ландшафта и ценители современной архитектурной мысли. Здание и впрямь прекрасное и предоставляющие для творчества возможности ранее недоступные. 
 
По художественной насыщенности прошедший сезон был настолько интенсивен, что в прессе даже замелькали слова об «эпохе театрального возрождения». Причем приятно, что парад спектаклей поразительно разнообразен по составу. Начну с Северной столицы, где не только строятся здания, но и рождаются такие постановки как «Коварство и любовь» и «Враг народа» в Малом Драматическом театре – Театре Европы (обе постановки Льва Додина москвичи увидят в октябре в рамках масштабных гастролей театра на «Золотой маске» и смогут оценить Ксению Раппопорт, Елизавету Боярскую и Данилу Козловского в ролях героев Шиллера и Сергея Курышева – Доктора Стокмана). Постановку Валерия Фокина «Литургия Zero» по «Игроку» Достоевского, где замечательно играют Эра Зиганшина и Антон Шагин, привезет в Москву «Сезон Станиславского».  
 
Хитами московской сцены в этом сезоне стали «Москва – Петушки» в Студии театрального искусства с замечательным Алексеем Вертковым – Веничкой (режиссер – Сергей Женовач) и «Добрый человек из Сезуана» в Пушкинском театре с невероятной  Александрой Урсуляк –Шен Те (режиссер – Юрий Бутусов). Нужно еще не забыть о «Евгении Онегине» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова и о блистательном Фоме Опискине – Василии Бочкареве в «Селе Степанчикове» в Малом театре. 
 
А если еще перечислить всех именитых гастролеров – от Эймунтаса Някрошюса до Робера Лепажа, от Кети Митчелл до Люка Персеваля, от Форсайта до Килиана, приезжавших на «Сезон Станиславского», «NET», Чеховский фестиваль, — то картина сезона окончательно превращается в парадный портрет торжествующего театра. 
 
2. Для меня это отказ Юрия Любимова вернуться в Театр на Таганке даже в ознаменование славного 50-летия со времен его прихода. Все-таки празднование юбилея в отсутствии юбиляра – мероприятие достаточно комическое и неловкое. Благо юбиляр ходит по соседним улицам и ставит спектакли на соседних сценах
 
3. В общем сгущающемся воздухе, в условиях крепнущей нетерпимости, в усилении чиновничьего вмешательства в дела художественные, — театр (да и вся сфера культуры как никогда нуждается в сплоченности). Когда грозят погромы, надо четко понимать, что бить будут вне зависимости, авангардист ты или традиционалист,  молодое дарование или зрелый мастер. Не могу сказать, что «объединение» стало явной тенденцией нашей жизни, но любые шаги в эту сторону с радостью замечаю и поддерживаю.  

Наталия Каминская, эксперт «Золотой Маски»
1. В этом сезоне было рекордное за последние годы количество перемен в сфере театрального руководства. На первом месте, конечно, назначение Андрея Могучего худруком БДТ. Министерство культуры, ничего не скажешь, поступило смело и умно.

В случае с БДТ победило (по крайней мере, на данном этапе) стремление не консервировать старую легенду, что вообще невозможно по определению, а привести сильного и самобытного художника, который способен создать легенду новую.
 
Что будет в этой связи с Театром на Таганке, пока непонятно. Здесь тоже предпринята попытка «переливания крови», в театр отправлен десант выпускников ШТЛ во главе с Дмитрием Волкостреловым. Посмотрим, что получится, только бы неуправляемая труппа не начала «точить зубы» на вновь прибывших.
 
Гоголь-центр под руководством Кирилла Серебренникова, первый и главный скандальный ньюсмейкер сезона (с ребрендинга Театра им. Гоголя сезон и начинался) усердно и успешно работает.  Все, обещанные новым руководством премьеры состоялись, пришедшая в театр молодежь понемногу соединяется со старожилами.
 
А спектаклями-вершинами, на мой взгляд стали «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в Татре им. Вахтангова, замечательная сценическая поэма на основе пушкинского романа в стихах; «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова в театре им. Пушкина, сильное, глубокое, трагическое прочтение Брехта; его же (Бутусова) «Макбет.

Кино» в Театре Ленсовета – грандиозная шекспировская фантазия режиссера, идущая пять часов на одном дыхании и оставляющая желание пересмотреть ее еще и еще раз.
 
2. Неудачных спектаклей было много. Но на грань общего провала нас всех поставили не неудачи, а резкое размежевание в театральной среде. Дело не в том, кому что нравится или не нравится, а в том, что люди перестают выбирать выражения, начинают жить по принципу «кто не с нами, тот против нас», уличают друг друга в коррупционных интересах и еще черт знает в чем. Будем считать, что театр как всегда отражает общественные умонастроения, а последние сейчас действительно близки к точке кипения.

В общем, хорошего мало.
 
3. См. пункт второй – все переругались. Чему немало поспособствовал  довольно бурный процесс смены театральных поколений. Вот он действительно идет, это данность, формирующая и смены приоритетов, и размежевания по вкусам и взглядам.

Утешает лишь то, что этот процесс, нравится он кому-то, или нет, приносит в театр реальное движение. Последнее при всех случаях здоровее, чем застой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *