Театральные мудрецы
IV Международная летняя театральная школа Союза театральных деятелей России прошла в Звенигороде Всего за три прошедших года проведения Международной летней театральной школы СТД РФ для стран СНГ и Балтии в ней прошли обучение уже более 300 молодых актеров из 36 стран. А в нынешней, четвертой школе, которая традиционно проходит в Звенигороде, приняли участие 85 артистов из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья, а десять из них – лучшие актеры театров Московской области.
Во время торжественной церемонии открытия Евгений Стеблов в шутку заметил, что совсем не случайно школа проходит именно на звенигородской земле, которая взрастила немало известных актеров: и он сам практически все детство провел именно на звенигородской на даче. «А если серьезно, – добавил Стеблов, – то аура этих мест действительно лучше всего подходит для творческого поиска: здесь работал Чехов, неподалеку в Мелихово, по сути, родился русский психологический театр в том его виде, в котором мы знаем его до сих пор».
А председатель СТД и художественный руководитель летней театральной школы Александр Калягин пожелал ученикам быть свободными в творчестве, свободными в своих проявлениях, учиться, работать и влюбляться легко: «Но и не забывайте о том, что за вами стоят тысячи тех, кто хотел и не попал в эту школу».
Открытие прошло в формате капустника, подготовленного педагогами и студентами Театрального института им. Б. Щукина, и посвящено было целиком и полностью тем качествам, которые необходимы настоящему актеру: азарту, смелости, наблюдательности, фантазии. Но были и совсем неожиданные, такие, например, как «взаимодействие с нетрезвым актером», «умение оправдать то, неизвестно что», «перемена отношения к объекту» и «публичное одиночество».
За три года существования театральная школа завоевала огромную популярность и доверие среди молодых профессиональных актеров по всему миру. И это понятно: столько возможностей предоставляют лишь некоторые европейские театральные школы, которые при этом мало кому по карману.
18 июня встречу со школьниками провел Александр Калягин. Он отметил, что главная задача школы – сделать так, чтобы каждый вышел отсюда со своей маленькой школой внутри: «К вам сюда приезжают настоящие театральные мудрецы. Впитывайте каждое их слово, как губки.
Это колоссальная польза для вас. Иногда важнее даже не то, что они говорят, а то, как они говорят. Какие у них глаза, как они двигаются и прочее.
Это очень важно».
Следуя этому совету, молодые актеры с удовольствием занимались на мастер-классах Сергея Женовача и Камы Гинкаса.
Мастер-класс с Женовачом состоялся после просмотра участниками летней театральной школы спектакля «Мальчики» «Студии театрального искусства». Рассказывая о том, как родился замысел «Мальчиков», Женовач рассказал: «Дело было в Старой Руссе, ставшей прообразом места действия «Братьев Карамазовых», мы шли с моим товарищем, а на встречу нам шла компания пацанов, подростков, обняв друг друга за плечи, только что прошел дождь и были лужи, и они обходили лужи, не разрывая своей цепочки. И у меня сразу родился рисунок спектакля. Я подумал, что если убрать все карамазовские страсти и оставить только вот этих мальчишек?»
Во время мастер-класса Женовач отвечал на вечные вопросы, волнующие любого артиста: «Мейерхольд очень точно сформулировал, что такое режиссура: это актерское мастерство плюс композиция. Обрести своего режиссера, чтобы стать частью композиции – это великое счастье. Ищите такого человека, который вашу актерскую природу бы чувствовал, предчувствовал, помогал ей раскрываться и вел бы за собой.
Также и режиссер мечтает найти тех артистов, с которыми ему было бы легко».
Кама Гинкас на своем мастер-классе тоже говорил о взаимоотношениях режиссера и артиста: «Взаимоотношения актера и режиссера похожи на взаимоотношения мужчины и женщины. Мужчина – режиссер, а артист всегда женщина независимо от пола. Артист, как женщина, стремится к роману с режиссером, роману трогательному, доверительному и страстному.
При этом он, также как женщина, бывает обманут почти всю жизнь, надо это понимать. В процессе создания спектакля должно идти взаимное обогащение. Это очень тонкое, осторожное, взаимовозбуждающее действо, в основе которого – любовь, страсть и желание любить совместно.
Только от такой двусторонней связи может родиться ребенок – спектакль».
Кстати, от школяров поступило предложение сделать такую школу не только для артистов, но и для режиссеров. «Их так не хватает!» – сокрушенно вздыхали ребята.
Но мастер-классы были лишь «десертом» для молодых актеров: полноценные занятия проходили с девяти утра до двух часов дня и включали в себя сценическую речь, фехтование, акробатику, мастерство актера. Например, сценическое движение преподавал один из ведущих педагогов России Андрей Дрознин. А уже после обеда начинались репетиции «экзаменационных» спектаклей.
Спектакли с «репетиционной базы» в Звенигороде привезли в Москву и показали с 21 по 24 июня на сцене театрального центра «На Страстном». Режиссер Борис Константинов поставил кукольный спектакль «Палата №9» по рассказу Чехова «Палата №6», в котором куклы более человечны, чем люди. Родион Овчинников предложил зрителям постановку «Вон бежит собака». В инсценрировку спектакля вошли шесть рассказов Юрия Казакова, в центре каждой истории – женская судьба: трагичная, жертвенная, ищущая тепла и любви. Егор Дружинин поставил пластический спектакль «Всюду жизнь».
Это череда небольших историй, главными героями которых становятся жители одной деревни. В основе спектакля – наблюдения и этюды исполнителей. А режиссер театра «На Малой Бронной» и педагог РАТИ Сергей Голомазов поставил пьесу, в которой мечтает сыграть любой артист – чеховскую «Чайку».