Тенор Алексей Кудря: флейтовый постскриптум
О лирическом теноре Алексее Кудре, который несмотря на свою огромную занятость за рубежом, не забывает и российскую публику, мне приходилось писать и не так давно (Belcanto oт 01.03. назад (OperaNews от 08.02. стало итальянским оперным дебютом, то уже на следующий год состоялся «Любовный напиток» в Бари, а в октябре этого года ожидается «Севильский цирюльник» в Генуе. Не так давно певец успел выступить и в концертном исполнении «Дона Паскуале» Доницетти в Кельне под управлением Риккардо Мути.
В назад.
В этой большой скрупулезной работе прослеживается поразительное владение стилистикой романтического музыкального письма, выразительными штрихами и тончайшими «акварельными» нюансами немецкой песенной миниатюры. В шестнадцати номерах цикла перед слушателями разворачивается сокровенная исповедь влюбленного художника, которую в интерпретации Алексея Кудри отличает несомненная «первозданность искренности». Артистическое перевоплощение певца, исполненное истинного благородства и аристократизма, подкупает щедрым и разноплановым тембральным богатством голоса.
Но вся изюминка обсуждаемого концерта, несомненно, была сокрыта в его втором отделении. Как певец Алексей Кудря начал с моцартовского репертуара, спев по арии из «Волшебной флейты» и «Дон Жуана» и продемонстрировав при этом образцы удивительно чувственной, завораживающей кантилены.
Затем певец резко «взметнул вверх», чтобы поразить аудиторию поистине феерической интерпретацией арии Дона Рамиро из россиниевской «Золушки»: эту известную «хрестоматийную пьесу» с ее далеко непростой тесситурной «эквилибристикой» он вынес на суд российской публики впервые – легко, изящно, интонационно выразительно! Нынешним летом исполнителя ожидает сценический дебют этой партии во Франции (Реймс). Итальянскую тему, но уже в камерном формате, продолжил «Рассвет» Леонкавалло, а последний вокальный номер, заявленный в программе, стал неожиданной «вылазкой» в русский репертуар: прозвучал романс Молодого цыгана из оперы Рахманинова «Алеко».
Как оказалось, это был мостик, связующий основной программный блок с бисами – и мы услышали арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» Чайковского и романс «Весенние воды» Рахманинова.
Но и «флейтовая ипостась» Алексея Кудри была отражена в этот вечер не менее представительно. Вначале прозвучала первая часть Бранденбургского концерта № 4 И. С. Баха для двух флейт, чембало и струнного оркестра (в данном случае – в исполнении двух флейт и фортепиано), затем – трехчастная соната соль мажор К. Ф. Э. Баха для двух флейт и basso continuo. Флейтовые бисы также были дуэтными и включили в себя исполнение прелюдии к третьему действию оперы «Кармен» Бизе и «Шутку» Баха.
И всё же, пожалуй, самым главным бисом, своеобразным финалом-апофеозом, стало фирменное исполнение еще одной арии Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта – той, где происходит перекличка героя с флейтой. Алексей Кудря просто мастерски сумел одновременно совместить в ней две свои музыкальные романтические сущности – вокалиста и флейтиста. При этом нельзя не отметить тот факт, что ни одна из них не ущемляет у артиста полноценности другой. В стремлении дать оценку высокому уровню профессионализма Алексея Кудри, возникает одна незамысловатая сентенция, но именно она как нельзя лучше выражает творческое кредо музыканта: «Играть на флейте – как петь, а петь – как играть на флейте!»