Три тысячи чертей, здесь родина чудес!
Ростовский молодежный театр. «Перезагрузка» Людмила Фрейдлин Зрители удивлялись и конной атаке, в которой остроумно задействованы стулья; и тому, как лихо нападающие орудуют ядрами; и фигуре генерал-лейтенанта Балмашова, походка которого изобиловала балетными па, и испанцу Винценто, до крайности экспансивному, как и полагается, видимо, человеку из знойных краев. Так Ростовский Молодежный театр начал новый сезон спектаклем «Гусары, вперед!» по пьесе А.Гладкова «Давным-давно».
В не усидел, с другим трагедия случилась. Я слышала: «Нет специальных пьес для детей.
Есть хорошие и плохие». Вот эти хорошие, сложные по смысловой и художественной структуре, шедшие по четыре-четыре с половиной часа, и стали составлять основу репертуара. А вконец обветшавший более, чем за . Играются сцены, порой не претендующие на сюжетную завершенность, и артисты, сказав свой монолог, пропев или отбив чечетку, подходят к рампе и кланяются.
В очередной свой выход ведущая прямо говорит: «Пока артисты переодеваются, я прочту вам письмо», – и читает школьный бред про Наполеона с Гитлером и Сталиным. Это, видимо, чтобы уж максимально приблизить бородинские события к текущему моменту, в котором юному населению страны что прошлый, что позапрошлый век одинаково далеки и неразличимы.
Довольно наивно, но замысел понятен и легко принимался бы, однако, чем дальше катит действие, тем очевиднее, что пьеса, скорее всего, рассматривается как исходный материал для трюковой игры, забавной эксцентрики, действительно, веселящей публику. Порой с перебором: например, Д.Нефедьеву дали роль очередного беса, приписав безобидному графу Нурину подозрительные качества.
Лирическими линиями в пьесе режиссер пожертвовал. Между поручиком Ржевским и Шурочкой (С.Беланов и Л.Мелентьева) идет нескончаемая пикировка, а не любовная игра. И в отношениях другой пары – А.Корзун и Е.Овчинников – нет никакого намека на нежные чувства. Луиза – вовсе не дива, шармом которой сражен весь партизанский отряд, а глупенькая жеманница; Пелымов же – субъект с навсегда обиженным лицом.
Короче говоря, некая условная любовь, впрочем, в рамках легчайшего жанра.
Сложнее другое – серьез, который не извлекается из самой пьесы, а пристегивается, когда история выходит на коду. А ведь Шурочка не приключений ищет, убегая из дома, а идет защищать Отечество. И слова эти произносятся, но они тонут в обилии аттракционов. В финале из динамиков слышен голос Левитана: «Сегодня в четыре часа утра, без объявления войны…».
Все застывают, подняв головы к невидимому диктору. Взяв лежащие на авансцене шинели, мужчины уходят, женщины смотрят им вслед. Это классическая цитата, имеющая в истории нашего театра и кино (отошлю читателя хотя бы к «Сказке сказок» Ю.Норштейна) куда более достойное исполнение.
После передряг последних лет, выпавших на долю Молодежного театра, он обескураживающе начал новую страницу. Не так давно был упорный крен в интеллектуальную драму, нынче, судя по премьере, – в штукарство. Держаться одной стилистики – всё равно, что питаться одним блюдом.
Остается надеяться, что следующие спектакли дадут более полную картину и сделают очевидными намерения театра.