Триумф пороков
В Мадриде состоялась мировая премьера новой оркестровки оперы «Поппея и Нерон» Наталья ТИМАШОВА На сцене Королевского театра Испании состоялась мировая премьера новой оркестровки оперы «Поппея и Нерон». Авторы нынешней оркестровой версии итальянской барочной оперы XVII века «Коронация Поппеи» Монтеверди – бельгийский композитор Филипп Бусманс и французский дирижер Сильвиан Камбрелинг. Пролог написал лауреат Гонкуровской премии Джонатан Литтелл, а поставил польский театральный режиссер Кшиштоф Варликовский. В спектакле, который станет одним из главных событий сезона, занято три молодые российские певицы-сопрано, успешно выступающие на Западе, – Екатерина Сюрина, Любовь Петрова и Елена Цаллагова. Состав постановщиков звездный.
Филипп Бусманс уже не первый раз работает в дуэте со знаменитым дирижером Сильвианом Камбрелингом, руководящим ныне оркестром «Клангфорум Вена». Смело интерпретируя Монтеверди, Бусманс блестяще использует тембр и богатство звучания старинных и современных инструментов. Кшиштоф Варликовский, один из самых известных польских режиссеров нового поколения, ученик знаменитого Питера Брука, ассистировавший мэтру в его постановках, решил непростой драматический сюжет в лучших традициях античного театра. Он втиснул все исторические события в 24 часа, где все смешалось: любовь и похоть, эротика и разврат, человеческие пороки, кровавая борьба за власть с заговорами и интригами.
Главный персонаж – Сенека, который ставит перед зрителем и героями сложные этические и философские вопросы. Специально для него Варликовский придумал философский пролог, который предшествует опере. Автор текста пролога – писатель Джонатан Литтелл, получивший Гонкуровскую премию за опубликованный в 2005 году роман «Благоволительницы» о Второй мировой войне и холокосте (на русском языке роман вышел в прошлом году).
Практически весь спектакль снимается на камеру самими актерами, кадры тут же ретранслируются на большой задник сцены в виде немого черно-белого кино. Камера – своего рода всевидящее око, от которого никому не скрыться. Режиссерских находок много: бог Амур в белых перчатках и носках, очень напоминающий Майкла Джексона, особенно во время исполнения знаменитых танцевальных движений поп-короля, включая лунную дорожку; яркий и запоминающийся выход в купальниках – словно это участницы конкурса красоты – Любови Петровой и Елены Цаллаговой в ролях Виртуд и Фортуны.
Неоднозначные и эпатажные спектакли Варликовского знают и ценят в России: в 2006 году в Москве была показана пьеса Ханоха Левина «Крум» в его постановке, а в марте прошлого года режиссер был гостем фестиваля «Польский театр в Москве».
Четыре часа действа слушаются и смотрятся на одном дыхании. Исторический сюжет, разворачивающийся в 62 году нашей эры, и главные персонажи зрителям хорошо известны. Нерон – кровожадный, порочный тиран, не знавший меры в казнях, оргиях и преступлениях, убивший даже собственную мать.
Поппея – красавица и распутница, такая же порочная, как и ее венценосный избранник (это по ее приказу сын и убил мать), соблазнившая женатого Нерона и ставшая его второй женой. Правда, счастье влюбленных было недолгим, и закончилось все весьма прозаично, как говорится, бытовухой: пьяный Нерон ударил свою беременную жену в живот, да так сильно, что у той случился выкидыш, от которого она и умерла. Нерон был безутешен, но недолго.
Буквально через несколько дней после безвременной кончины императрицы он приказал оскопить похожего на нее мальчика Спора, после чего вышел за него замуж при всем честном народе. Эта история воссоздана в финальной сцене оперы «Поппея и Нерон», где Нерон выходит в белом платье невесты под руку с лысым женихом-евнухом – порок торжествует.
Мадридская постановка – суперсовременное действо в духе нынешних тенденций, никаких тог и древнеримских облачений. Распущенность и безнравственность римлян, которые не знали границ и в итоге погубили великую империю, переданы ярко и недвусмысленно. Изначально у Монтеверди партии Нерона и Оттона, благородного римлянина и мужа Поппеи, были написаны для кастратов. Впоследствии их исполняли женщины с меццо-сопрано, а в версии Бусманса их поют мужчины.
Нерона – американский тенор Чарлз Кастроново, участник сценических проектов Дмитрия Хворостовского и супруг Екатерины Сюриной, обладательницы одного из лучших в мире колоратурного сопрано, также занятой в мадридском проекте. На сцене театра «Реал» она очень проникновенно и убедительно исполняет партию Друзиллы, влюбленной в Оттона. А самого Оттона исполняет контатенор – Уильям Тоуэрс. Главного трагического героя – философа Сенеку блестяще исполняет сэр Уиллард Уайт (бас-баритон).
Уайт впервые примерил на себя роль стоика Сенеки еще в 1976 году, когда дебютировал в этой партии в оригинальной версии Монтеверди «Коронация Поппеи» на сцене Английской национальной оперы в Лондоне. Партию Поппеи (сопрано), сложнейшую в вокальном и драматическом плане (певице пришлось из белокурой сексапильной красавицы в финале перевоплотиться в того самого лысого евнуха, за которого Нерон вышел замуж) постановщики доверили исполнять в очередь темпераментной немке Наде Михаэль и украинке Софии Соловий.
Свою оперу «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди написал уже на закате своей жизни (маэстро было 75 лет), вдохновленный книгой Джованни Франческо Бусинелло. Она стала одной из первых опер, написанных на исторический, а не на мифологический сюжет. Итальянец и предположить не мог, что его творение через столько столетий сохранит не только свою художественную ценность, но будет и политически актуальна.