Туган Сохиев в Берлине
Туган Сохиев официально вступил в должность руководителя Немецкого симфонического оркестра Берлина (Deutsches Symphonie-Orchester Berlin — DSO) два года назад, он пришел на смену Инго Мецмахеру.
DSO — относительно молодой оркестр, основанный лишь 1946 году, один из самых основных немецких коллективов. Несмотря на то, что первым оркестром Берлина принято считать все же оркестр Берлинской филармонии, DSO ведет свою достаточно насыщенную музыкальную жизнь.
У оркестра очень активная программа по привлечению молодой аудитории:
так называемые «casual concerts», как правило, это дневные концерты в неформальной обстановке, где дирижер и оркестр выходят к зрителям в повседневной одежде, подробная реклама с промо-роликами каждого концерта в социальных сетях.
Действует это плодотворно: в зале много молодежи, юных зрителей, которые с большим вниманием слушают исполнение.
Для оркестра важно идти в ногу со временем, прислушиваться к ритму жизни, но в рамках традиций, накопленных за годы творчества. После ухода Инго Мецмахера, руководство долго и избирательно присматривало кандидатуру на должность главного дирижера, и в конечном итоге им стал именно Туган Сохиев.
15 и 16 января в зале Берлинской филармонии DSO исполнил Вторую симфонию («Симфонию Воскресения») Густава Малера под руководством своего главного дирижера.
Вторая симфония Малера — это философский трактат о смысле и ценности жизни, о смерти физической и об отсутствии смерти духовной.
Религиозная тема воскресения была поднята Малером в финале произведения. Симфония, как известно, состоит из пяти частей, две заключительные — вокально-инструментальные с использованием текста, как писал сам композитор: «Если я задумываю большое симфоническое полотно, всегда наступает момент, когда я должен привлечь Слово, как носителя моей музыкальной идеи». Для исполнения требуется хор в 200 человек и расширенный состав оркестра, плюс две вокальные женские партии.
В концерте Немецкого симфонического оркестра приняли участие российская сопрано Анастасия Калагина, американская меццо-сопрано Саша Кук и хор Берлинского радио. Анастасия Калагина пела очень проникновенно, когда ее голос соприкоснулся с хором — это было прекрасно, казалось, что свет озаряет путь к наступающему воскресению. Саше Кук не совсем ясно удалось передать в голосовой интерпретации заложенные в стихи мысли о неизбежности смерти. Однако финал, где две солистки и хор поют гимн стихов оды Ф. Г. Клопштока «Ты воскреснешь», произвёл сильное впечатление.
Долго рукоплескал зал старейшему хору Берлинского радио:
идейная часть симфонии в финале невероятно тонко была прочувствована и исполнена именно хором.
«Когда создавался замысел произведения, мне важно было передать не событие, а в лучшем случае ощущение», — еще одна важная мысль композитора. Получилось ли у DSO вторгнуться в глубины смысла бытия, постичь тайну духовного бессмертия?
Это было очень эмоциональное исполнение, но не хватило какой-то, в хорошем смысле слова, немецкой рациональности и сдержанности. Туган Сохиев и DSO продемонстрировали замечательный уровень исполнения, но композитор утверждал, что «писать симфонию — значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир». В таком случае DSO оставил слушателей без какой-то части многогранного, полного мистицизма и противоречий малеровского мира.
Туган Сохиев уже имел опыт исполнения данной симфонии с Национальным оркестром Капитолия Тулузы, но это ведь совсем другое дело.
Малер, исполненный Немецким симфоническим оркестром в зале Берлинской филармонии — это иная степень ответственности.
Если с оркестром Капитолия Тулузы у маэстро просто идеальный творческий контакт, они говорят на одном языке, то с DSO контакт пока не такой чуткий.
Представляется, что это ненадолго, Сохиев — один из самых талантливых дирижеров своего поколения, и немаловажное значение имеет то, что сами музыканты DSO настояли на назначении его руководителем.
На фото: Туган Сохиев, автор фото — Erik Weiss