Творческие пересечения
Заключительный концерт фестиваля «Дебюсси и его время» прошел 26 октября в Большом зале консерватории. В концерте принимали участие Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет) под управлением Юстуса Франца (Германия) и пианист Иван Рудин.
Юстус Франц едва ли нуждается в представлении ? сейчас он один из самых популярных и востребованных немецких дирижеров во всем мире.
Отечественной публике его имя хорошо знакомо по ставшему уже традиционным сотрудничеству с различными российскими коллективами.
Однако, как это часто бывает в творческой судьбе высокоодаренных музыкантов,
Франц является еще и блестящим пианистом:
его педагогами были Э. Хансен и В. Кемпф. Будучи совсем юным, Юстус выступал вместе с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Караяна, гастролировал во многих странах мира, в том числе и в Америке, где произошло его знакомство с Бернстайном.
В области интересов дирижера лежит также просветительская и общественная деятельности: он ? создатель всемирно известного Шлезвиг-Гольштейнского музыкального фестиваля, основатель «Оркестра наций», а каждое лето Франц приглашает музыкантов со всех континентов на свой музыкальный фестиваль «Finca Festival Frantz & Friends» в Монте Леоне.
После вышеупомянутого американского сотрудничества началась долгая дружба Бернстайна и Франца, продолжавшаяся до самой смерти композитора. И дабы отдать дань памяти друга, свой очередной московский концерт
Франц начал с увертюры к единственной оперетте Бернстайна «Кандид».
Безусловно, это стало отличным началом финального концерта фестиваля. Для нас Бернстайн ассоциируется прежде всего с мюзиклом «Вестсайдская история», другие его сочинения в России можно услышать не так часто.
Поэтому знакомство с неизвестными и прекрасными страницами творчества американского классика XX века привело искушенную московскую публику в восторг. Предложив «на закуску» слушателям редко звучащее сочинение, музыканты для продолжения программы выбрали более репертуарные произведения: в исполнении Рудина и оркестра «Новая Россия» прозвучала Рапсодия на тему Паганини Рахманинова.
Двадцать с небольшим минут зал находился в состоянии оцепенения.
В интерпретации Рудина завораживало все: техническая оснащенность пианиста, положение его рук на клавиатуре, изумительно тонкая нюансировка звука. Каждое движение пианиста за инструментом было обусловлено происходящим в музыке: в этой игре не было никакого позерства или ненужной театральности.
Собранность, уверенность, прекрасное музыкальное чувство, быстрое умение перевоплощаться, богатая звуковая образность и продуманность всей концепции этого непростого сочинения ? вот, что отличало в этот вечер стиль солиста.
Так же, как в первом отделении, слушатели следили за магическими метаморфозами пианиста, так и во втором зал оказался под чарами палочки дирижера.
Нередко с годами мастерство в исполнительстве начинает преобладать над вдохновением, превращая музыку в ремесло.
К счастью, это ни в коей мере нельзя отнести к творчеству Франца. «Лунный свет» Дебюсии (в переложении для симфонического оркестра) и симфония «Из нового света» Дворжака вдруг зазвучали совсем по-иному. В симфонии не слышалось традиционной тяжеловесности и горделивости, ? вместо этого на первый план дирижер выводит довольно сдержанный героизм крайних частей и хрупкую лирику второй части. А из-за взятого дирижером сдержанного, будто «плывущего» темпа в пьесе «Лунный свет», зал почти физически ощутил мерцающий отблеск ночного светила.
Юстуса Франца и Ивана Рудина многое объединяет.
По своим творческим устремлениям и отношению к искусству звуков они оказываются невероятно похожими друг на друга: их музыкальные концепции, отношение к исполнительству отличаются отменным вкусом и величайшим профессионализмом.
Мы, так привыкшие к эпатажу, уже «пресыщенные» искусством модерна и постмодерна, приученные к жеманному исполнению барочной музыки, наблюдающие иногда плохо скрываемый непрофессионализм и скверный стиль во время исполнения музыки, вдруг обнаруживаем, что именно
благодаря музыкантам такого уровня, с концерта можно выйти с ощущением внутренней гармонии.
Кто-то скажет: «Это было обычно, ничего нового!».
Но не в постоянстве ли и не в чувстве меры, в стройности программы и ее ладной подаче заключается истинное наслаждение музыкой?