Умение договариваться
Александра ЛАВРОВА, Анастасия ТОМСКАЯ Театральная жизнь в главном городе Алтайского края бьет ключом. В Барнауле работают три больших театра. Есть еще несколько молодежных и экспериментальных театров, в числе которых и муниципальный студенческий театр «Подвал». Это небольшой театр с залом на сорок зрителей, который финансово поддерживает городская администрация.
Невзирая на то что коллектив позиционирует себя как экспериментальный, ставят сплошь классику: Гоголя, Пушкина и других.
Но главный ньюсмейкер театрального Барнаула – Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина. В нем бывали разные времена.
Но театр всегда находил выход из положения, даже в ситуации конфликта с краевой властью.
Золотарь
Несколько лет назад, в 2002-м, труппу возглавил молодой амбициозный режиссер Владимир Золотарь из Петербурга, ученик Геннадия Тростянецкого. В отличие от многих своих сверстников он готов был оставить столицы и строить свой театр в провинции. Первая же его постановка – «Великодушный рогоносец» Кроммелинка – показала, как режиссер сумел «договориться» с артистами – и молодыми, и зрелыми, как они поверили в него, загорелись, отважно заработали в непривычной для себя, сложной, почти цирковой эстетике.
На протяжении шести лет Золотарь, артисты и зрители не просто притирались друг к другу: они шли общей дорогой поисков, побед и ошибок, создавая единое театральное сообщество.
«Войцек» Бюхнера, последняя постановка Золотаря в Барнауле, страшное экспрессионистское полотно о разрушительной силе войны, в состоянии которой все мы пребываем, единогласным решением жюри получило Гран-при на седьмом «Сибирском транзите», спецприз национальной театральной премии «Золотая маска» за актерский дуэт (Александр Хряков, Наталья Макарова). Увы, все это произошло уже после ухода режиссера из Алтайского краевого театра. Вскоре театр оставил и его директор Владимир Мордвинов, проработавший здесь 13 лет.
Отношения театра с местной администрацией давно не были безоблачными, и «Войцек», не принятый губернатором и чиновниками от культуры, стал последней каплей. Понять, кто прав и кто виноват в конфликте, сегодня трудно, как это всегда бывает во время гражданской войны. Так или иначе, но театр осиротел, труппу лихорадило, перспективы казались мрачными.
Феодори
Новый директор Сергей Медный, известный как генеральный директор Ассоциации предприятий по театральным технологиям «Сцена Сибири», по образованию режиссер массовых зрелищ и художник по свету, поразил вулканическим выбросом энергии и умением договориться. Премьеры в минувшем сезоне следовали одна за другой, в том числе по произведениям В. М. Шукшина, имя которого носит театр. Новое руководство стало погашать долги.
Был создан Попечительский совет театра во главе с губернатором Алтайского края Александром Карлиным, кстати, любителем Шукшина, оказавшим, в частности, помощь в создании знаменитого спектакля Театра наций «Рассказы Шукшина».
Главное же – Медный уговорил одного из приглашенных на постановку режиссеров, тридцатилетнего питерца Романа Феодори, стать главным режиссером. Роман громко заявил о себе уже дипломной постановкой «Любовью не шутят» Альфреда де Мюссе в Орловском театре «Свободное пространство», осуществленной совместно с его мастером Геннадием Тростянецким.
И вот эстетский спектакль «Слуга и господин» (режиссер сам инсценировал роман Дени Дидро, не воспользовавшись известной пьесой Кундеры), «Сон в летнюю ночь» Шекспира, делающий кассу не хуже мелодрам Куни. И «Мамаша Кураж».
Елена Половинкина играет путь от витального цинизма своей заглавной героини к иезуитскому изяществу юродства и к полному безумию. Неостановимо ее движение по кругу, обусловленное чудовищным парадоксом: ненавистная война выгодна и дает возможность выжить. Но что это за жизнь?
В спектакле двое ведущих, которых режиссер назвал детьми войны. Елена Кайзер и Денис Мельчуков – не оборвыши в лохмотьях, это прагматичные, въедливые «отличники», со знанием истории комментирующие происходящее, подтянутые, одетые в ладные синие костюмчики, напоминающие гитлерюгендцев, но все же – дети. И в этом дополнительный ужас коверкающей человеческую сущность войны.
Бурная жизнь
А у Театра музыкальной комедии, который обожает барнаульский зритель, но поругивает критика, другие заботы: к 280-летию города коллектив выпустила новый спектакль под названием «Голубая Дама».
Эта история — исконно баранульская, очень романтическая, с примесью мистики. Жил-был генерал-градоначальник, была у него красавица-жена, которую он замучил ревностью, а потом и вовсе замуровал в стену особняка (в здании сейчас располагается мэрия Барнаула). Говорят, призрак Голубой Дамы по ночам появляется в бальной зале, и из старого особняка доносятся звуки фортепиано. Музкомедия уже обращалась к этой теме в 1980-м, когда спектакль «Голубая дама» на музыку композитора Сергея Баневича спектакль шел на сцене десять лет и был визинтой карточкой этого барнаульского коллектива.
Сегодня театр сделал новую версию мистической истории, в роли Голубой Дамы – любимица барнаульцев Виктория Гальцева.
Впрочем, и Музкомедию в прошлом сезоне трясло, как в революцию: его главреж Владимир Филимонов написал заявление об уходе, причем сформулировал причину своего ухода публично, сказав, что его вынуждает к этому руководство, которое не дает ему возможности самому определять репертуар. Впрочем, Филимонов, хоть и покинул пост главного режиссера, из театра насовсем не ушел, оставшись в качестве приглашенного режиссера.
А еще в Барнауле отлично умеют рассказывать сказки: речь о детском кукольном театре «Сказка». По странному обыкновению к детским театрам относятся пренебрежительно, мол, дети все примут. Но к алтайской «Сказке» в городе так не относятся.
Особнячок с остроконечной крышей крыльца – точь-в-точь как купеческие палаты – таит в себе хорошие спектакли, на которые любят ходить и взрослые и дети. Кстати, репертуарной работой театр не ограничивается, и не только выпускает премьеры, но и проводит благотворительные акции. Показывает спектакли для детей-сирот и детей для неблагополучных семей, активно сотрудничает с местным фондом «Доброе сердце».
А совсем скоро «Сказка» выпустит и спектакль для взрослых: «Житейские истории» по мотивам шукшинских рассказов.
В Барнауле течет не только «мэйнстримовая» театральная жизнь, но и тот интересный поток, что на фестивалях именуется «офф-программой», на самом деле давно определяет авангард театральной жизни. В алтайской столице работают молодежные и экспериментальные театры. Это театр-студия «Калейдоскоп», уже упоминавшийся муниципальный студенческий театр «Подвал», студенческий театр «Пристройка» и театр Теней. «Подвал» — это вполне современное театральное образование, без труппы на постоянной основе: молодежь собирается и делает те спектакли, которые интересны участникам.
Кстати, именно с этой площадки стартовала барнаульская звезда актер Антон Кирков.
«Пристройка» – это учебный студенческий театр. Все ребята работают с удовольствием, поскольку горят любовью к театру. Можно сказать, что это почти идеальный театр, когда артист так любит свое дело, что на некоторые неудобства (которые, безусловно, есть в любом театре) – не обращает внимания.
Собственно, в этом и заключается притягательное своеобразие барнаульской жизни: событий – ярких, разных, интересных – много. А зритель – привередливый и с хорошим вкусом.