Успехи екатеринбургского балета

Вячеслав Самодуров вывел уральскую балетную труппу в лидеры Наталия Курюмова   Балетная труппа екатеринбургского театра оперы и балета под управлением Вячеслава Самодурова становится центром по производству оригинальных идей в современной хореографии. Самодуров — экс-премьер Мариинского театра, Нидерландского национального балета и Королевского балета лондонского Ковент-Гардена, счастливо сочетающий понимание красоты как хрупкой категории с привитым классикой чувством меры. Премьера «XIX-XX-XXI» стала новым интересным поводом для разговора.

До недавнего времени Екатеринбург был знаменит как столица современного танца: премьеры «Провинциальных танцев», «Эксцентрик балета», труппы Олега Петрова, компании «Окоем» становились предметом обсуждения  культурного сообщества далеко за пределами города. События, происходившие в  академической балетной труппе оперного дома, на протяжении долгого времени оставались событиями местного значения.

Перемены наступили года два назад: первой ласточкой стала качественная и стильная «Баядерка» Станислава Фечо.  Но подлинный апгрейд наступил с приходом в театр на пост главного балетмейстера Вячеслава Самодурова. Первая работа хореографа, балет «Amore buffo», стал своего рода «пактом о намерениях». Вовсе небеспроблемная в хореографическом и исполнительском плане, работа сразу обратила на себя внимание: знаменитая опера превратилась в балет (когда-то такие превращения были чуть ли не правилом); из позапрошлого века действие перенеслось в наше время; молодые артисты получили шанс быть замеченными.

Все отмечали  интенсивность танца (большое количество непростых движений на единицу времени) и сдвиг  классических линий в сторону постклассики   с ее тягой к ассиметрии и игре с балансом.

Проекты «Dance-платформа» и «Зимний гала» стали свидетельством неуклонности этих намерений: представлять весь спектр современной хореографии от эксперимента (молодые хореографы получили  в свое распоряжение балетную труппу и создали свои опусы) до крутых хитов главных имен современного балета (Форсайт,  Мак-Грегор). В перформансе «H2О», показанном на второй Уральской биеннале современного искусства балетные артисты танцевали на территории действующего оборонного предприятия.

Состоявшаяся  в начале марта премьера продемонстрировала системность и концептуальную основательность подхода Самодурова к управлению свердловским балетом. Представленные в комплекте произведения охватывают почти всю историю развития классической техники и стиля: от раннеромантической классики (Август Бурнонвиль) – к неоклассике с элементами экспрессионизма (Ханс ван Манен) – и  к постклассике (Вячеслав Самодуров). Все три переданы артистам из первых рук носителями стиля. Классическая «Консерватория» осуществлена Диной Бёрн, признанным во всем мире специалистом по наследию Бурнонвиля, «Пять танго» — главным ассистентом и главным, на сегодняшний день, исполнителем Ван Манена, Меа Венема и Александром Жембровским; «Cantus Articus» — оригинальная работа.

Замечательное свойство всех трех постановок — современный впечатляющий дизайн. К созданию сценической картинки (без рисованных задников и золоченого картона) и костюмов привлечены лучшие театральные художники Альона Пикалова, Энтони Макилуэйн, Елена Зайцева

Хореография всех трех балетов избегает иллюстрирования  мелодраматических перипетий. Событием становится сам танец, схваченные в своей сути  моменты человеческих отношений. В «Консерватории» Бурнонвиля (из двухактного старинного балета взят дивертисмент на тему классического балетного экзерсиса)  запечатлены впечатления самого балетмейстера, в 18х,  композитор вводит записи живого пения арктических птиц).

Дизайн, свет, птичьи голоса, «птичья» лексика и неожиданные для академической сцены композиционные приемы создают ощущение многомерности пространства и бесконечности происходящего. Когда прозрачная стена, разделяющая влюбленных, вдруг исчезает, понимаешь: непростая современная хореография может трогать до глубины души.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *