В Мюнхене не хотят Гергиева
В начале Валерий Гергиев должен занять пост главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. После того, как Гергиев публично поддержал действия Кремля на Украине, у городского совета Мюнхена возникли сомнения относительно этого назначения. Об этом пишет немецкая газета Die Zeit.
Гергиев уже попадал на страницы немецкой печати из-за его позиции в отношении ЛГБТ-сообщества. То, что дирижер дружит с Владимиром Путиным и выражает лояльность российской власти, общеизвестно. Уже давно перед концертами Гергиева в Лондоне и Мюнхене проходят демонстрации протеста.
Но теперь, когда дирижер наряду со многими другими деятелями культуры России подписал письмо в поддержку политики Путина в Крыму, в руководстве Мюнхена, похоже, задумались, нужен ли городу такой шеф оркестра.
Позицию усомнившихся выразил член городского совета, депутат от партии "Союз 90/Зеленые" Флориан Рот:
– Господин Гергиев был бы в случае прихода на пост руководителя Мюнхенского филармонического оркестра не просто дирижером, но и представителем города Мюнхена, человеком, который стал бы частью имиджа города. Такая фигура должна быть осторожной в политических высказываниях. Сейчас господин Гергиев подписал письмо как шеф петербургского театра и оркестра.
Если же он через пару лет подпишет нечто подобное как главный дирижер филармонического оркестра Мюнхена", то это нанесет ущерб репутации города, – считает Флориан Рот.
Украинское сообщество Мюнхена воспримет назначение этого человека как оскорбление Мюнхен и Киев – города-побратимы. В столице Баварии еще с послереволюционных времен есть большая украинская община. В городе действует созданный изначально в Вене украинскими эмигрантами в .
Один из преподавателей университета Андрей Дуфанюк убежден, что "в случае прихода Гергиева на пост руководителя оркестра его работа будет сопровождаться акциями протеста, так как украинское сообщество Мюнхена воспримет назначение этого человека как оскорбление".
В столице Баварии уже работают в качестве главных дирижеров два выходца из бывшего СССР. Марис Янсонс руководит оркестром Баварского радио, а Кирилл Петренко – Баварской оперой. Оба они до сих пор никогда не говорили публично о политике, а Петренко и вовсе отказывается давать интервью. Но в день референдума в Крыму он дирижировал представлением оперы "Борис Годунов".
Баварская опера стала в этот вечер местом протеста: на многих местах в зале были видны коллажи портретов Путина с Гитлером. На вопросы журналистов после спектакля Кирилл Петренко ответил, что происходящее в Крыму он никак не может признать нормальным, но все же надеется на политическое разрешение кризиса в духе сохранения суверенитета Украины. Такой фразы, как пишет газета Die Zeit, от Валерия Гергиева ждать не приходится.
Пока власти Мюнхена уклоняются от комментариев на тему будущего назначения Гергиева главой филармонического оркестра. Известно, правда, что зарплата дирижера должна стать рекордной в истории города. Представительница руководителя департамента культуры Мюнхена Ханса-Георга Кюпперса заявила, что для ее шефа свобода высказывания является одной из важнейших ценностей.
Подобную точку зрения в комментариях к статьям о Гергиеве высказывают многие.
Если господин Гергиев считает свои действия и заявления правильными, он делает себя неприемлемой фигурой для назначения на пост главного дирижера в Мюнхене Волна протеста против назначения Гергиева однако, растет. Представители партии "Союз90/Зеленые" в городском совете настаивают на том, чтобы Гергиев как минимум выступил с объяснением своих слов и поступков. В заявлении партии, в частности, содержится вывод: "Если господин Гергиев по-прежнему считает свои действия и заявления правильными и не намерен от них отказаться, он делает себя тем самым неприемлемой фигурой для назначения на пост главного дирижера в Мюнхене".
Баварская пресса уже пишет о том, что контракт с Гергиевым может быть расторгнут.
Мюнхенскому филармоническому после смерти в 1996 году основателя оркестра Серджиу Челибедаке вообще не везет на главных дирижеров. Точнее, никто после Челибедаке не пришелся по вкусу ни оркестрантам, ни публике, ни властям города – ни Джеймс Ливайн, ни Кристиан Тилеман. Ныне оркестром руководит 84-летний Лорин Маазель, но его контракт в этом году заканчивается. Подписав договор с Гергиевым, руководство филармонии, как и города, считало проблему, наконец, решенной. Более того, с гордостью говорили о "русской школе" и "русской тройке" – Янсонс, Петренко, Гергиев.
Однако высказывания Гергиева о секс-меньшинствах и вот теперь его поддержка агрессии в Крыму стали для руководителей Мюнхена новой головной болью.
Впрочем, дело не только в политике. Штутгартская газета Süddeutsche Zeitung в статье "Русская школа" дает трезвую оценку Гергиеву-музыканту и выражает сомнение в том, что он вообще способен дать что-то новое оркестру: "Когда он дирижирует произведениями Чайковского, Прокофьева или Шостаковича – это не музыка, а мечта. Но с симфониями западных композиторов картина совсем иная. Здесь он, как и многие другие, только профессионален, но ничем не удивляет. Вскоре после заключения контракта он исполнял со своим будущим оркестром Брукнера, и это стало полным разочарованием, так как сказать ему этой музыкой было нечего.
Мюнхенская публика была, конечно, избалована Челибедаке. Ему многое прощалось. Челибедаке был неудобным человеком, но боролся только за свой оркестр.
Янсонс из творческих побуждений не устает биться с властями города за постройку нового концертного зала с наилучшей акустикой. Но Янсонс, как в прошлом Челибедаке, – свой в городе, его укорененность несомненна. Кирилл Петренко успел всего за несколько месяцев стать таковым.
Гергиев же "своим" для мюнхенцев не станет никогда".
Юрий Векслер