В ожидании Жанти
Французские куклы на московской сцене Александр СОКОЛЯНСКИЙ Философия куклы – один из самых тонких предметов театральной науки. Рассуждают о ней постоянно, но пока еще никто не написал ни учебника, ни «Очерков по…», ни даже «Введения в…». Кукольники вовсе не скрытничают, они бы и рады поделиться своими тайными знаниями, однако слова здесь мало что могут сделать. Философия кукольного театра заключена в осязательных отношениях, в общении человека с плотью прирученных вещей, ее всегда приходится учить заново и на личном опыте. Проект «ДРУГОЙ театр ИЗ ФРАНЦИИ» дал ощутить это очень остро.
Для начала французы показали тонкий и умный спектакль Жан-Пьера Лароша «A Distances» («На расстоянии»). И мне до сих пор невдомек, кто это умудрился окрестить его по-русски «Волшебной комнатой». Во всяком случае, это сделал человек, очень плохо разбирающийся в кукольном театре. Искристая прелесть работы Лароша в том и заключалась, что миром вещей он правил не в качестве кудесника, а в качестве искусника.
Да, вещи у него будто бы оживали: торшер, лампа, пюпитр. Особенно запомнился маленький табуретик с подломанной, вихляющейся ножкой (на нем груда тарелок, а он все время пошатывается), но ведь мы, зрители, видели при этом всю хитрую систему управления: блоки, зажимы, нити, уходящие в глубь сцены. Где, конечно же, сидел сам Жан-Пьер, довольный, как шимпанзе на банановой плантации: а вот я потяну за эту ниточку, и тарелка на авансцене сделает вид, что собирается падать, а вот за эту потяну, и тут вообще случится тако-ое!..
Нет, как же это приятно – сидеть себе в уголке и всех дергать за ниточки!
В этой миниатюре, всего лишь в одной из семи показанных, до логического предела были доведены отношения человека с миром кукол-марионеток – ловких, веселых, но иногда ощущающих свою несвободу и принимающихся выяснять отношения с хозяином, например с Карабасом-Барабасом, на которого наш чудесный парижанин был нисколько не похож. Не-волшебная комната выполняла его команды с радостью и только просила: еще, еще!
Совсем иного рода спектакль, «Depuis hier» («Со вчерашнего дня»; гастрольная кличка – «Четверо из Туракии»), приехал из Лиона. Кукольник-одиночка Мишель Лобю совсем по-детски сочинил себе маленькую личную страну. Его Туракию населяют невероятные простаки и недотепы – либо те самые, которых некогда воспел Андрей Миронов, либо очень похожие: «на лицо ужасные, добрые внутри».
Мишель Лобю их холит, лелеет, обшивает-обстирывает (а туракийцы, надо сказать, терпеть не могут новых вещей: им подавай всякий хлам, рвань, ветошь) и чтоб жизнь не казалась пресной, придумывает приключения, внешне очень опасные. Тут перед нами пример отношений человека с миром кукол-игрушек – рукодельных, незаменимых и навсегда прикипевших к сердцу.
Теперь – внимание! Если вы пропустили спектакли Лароша и Лобю, – это, конечно, досадно, но не смертельно. А вот пропустив спектакль Филиппа Жанти «Проделки Зигмунда», приезжающий в Москву 20 июня в Театр Наций, вы полностью подорвете свою репутацию театрала.
В последний раз великий кукольник был у нас десять лет назад со спектаклем «Неподвижный путник», мудрым и мощным. Жанти сочинял свой собственный миф о рождении и гибели богов, об исчерпанных возможностях человеческого бытия и о новых, неизвестно что сулящих перспективах. Кто видел, тот помнит: такой театр не забывается. Теперь афиша сулит нечто иное: «Пальцы четырех рук, оторвавшись от двух своих «владельцев», становятся живыми персонажами…»
Жанти – миниатюрист? Да возможно ли это? О да!
С этим человеком все возможно. И все, уверяю вас, будет захватывающе интересно.