В Петербурге играют спектакль при закрытых дверях
Марина ЗАБОЛОТНЯЯ Объединение The drystone заявило о своем рождении совсем недавно в перформансе по мотивам Дантова «Ада». Руководитель объединения Максим Диденко на питерском театральном поле, без сомнения, результативный нападающий. Он был связан со школой Антона Адасинского, работал актером театра биоэнергопластики Derevo.
А теперь и сам экспериментирует, скрещивая театр драмы с танцем и акробатикой. В его «Аду», на заброшенном заводе Васильевского острова, в творческом экстазе слились бывалые и молодые труженики «неформата». Теперь же Диденко обратился к сюжету «Синей Бороды» (копродукция The drystone, русского инженерного театра АХЕ и театра спонтанного танца Spasibo.da).
В этом спектакле два артиста: Максим Диденко и Алиса Олейник. Перед началом действия коврик из оберточной бумаги, по которому зрители шли к своим местам, шумно свернут. Дверь в зрительный зал запрут на ключ. Пути к отступлению будут отрезаны.
В ближайшие полтора часа двигаться можно только вперед – в пространство нового мифа, который будет твориться здесь и сейчас – в сопряжении кино, хореографии, цирковых номеров и слов. Минимализм выразительных средств: комната кубической формы и видеокамера, проецирующая на кирпичную стену немое кино. Герой Диденко (Синяя Борода) – наш современник.
Если верить Грэму Грину, что «Ад – это чувство вечной утраты», то Синяя Борода живет в кромешном аду. Он без конца обретает, но тут же теряет любовь, поскольку обречен убивать своих жен до тех пор, пока ему самому не перережут глотку. Со своими жертвами он знакомится в парке, но его насмерть страшит безмерность первой любви. Наверно, он перфекционист, и каждый эпизод его жизни – очередное любовное фиаско в стремлении к совершенству.
Примечательно, что всех его жертв играет одна актриса (Алиса Олейник) – в том числе и самую первую. Безмерную. Этот спектакль – дуэт и дуэль между мужчиной и женщиной.
А эксперименты с немым кино всякий раз вносят в действо двойной, тройной смысл.