В Российском институте истории искусств возродят традиции музыкальных салонов Петербурга XVIII-XIX веков

6 марта в Российском институте истории искусств состоится первый вечер цикла «Музыкально-литературные салоны в особняке графа П.А.Зубова». Ученые и музыканты взялись возродить традиции петербургских музыкальных салонов, восходящих к петровской эпохе.

Эту моду в нашем городе ввели немецкие и другие «иностранные министры», — послы, возившие с собой небольшие капеллы музыкантов и приглашавшие на свои домашние концерты избранный круг любителей музыки. При царице Анне, призвавшей на придворную службу итальянских виртуозов, при дворе стали устраивать  «куртаги» — дневные собрания с музыкой. Постепенно эту форму времяпрепровождения  перенимали богатые вельможи, имевшие собственные оркестры.

Обучение музыке, пению и танцам, распространение музыкальных инструментов, нот, развитие музыкального театра и концертной жизни – все названные  новшества  преломлялись в музыкальном салоне, процветавшем на протяжении  петербургской истории. Формы этого явления менялись в зависимости от статуса и музыкальных наклонностей хозяев, а также от веяний эпохи. Это могли быть домашние концерты, объединявшие европейских артистов с просвещенными любителями из дворянского сословия, могли быть и собрания профессиональных музыкантов, совместно наслаждавшихся новыми страницами музыкального искусства.

Подобная инициатива возникает в Зубовском институте не впервые. Основание в 1920 году «музыкального разряда» (ныне – сектора музыки) Российского института истории искусств повлекло за собой возрождение забытых в годы революции приватных концертов-салонов, устраивавшихся в честь некоторых персон или исторических событий силами ученых Института и приглашенных артистов. После передачи Институту коллекции старинных музыкальных инструментов в 1950-е годы возникла новая волна музыкальных собраний, связанных с возрождением интереса к старинной музыке.

В настоящее время целью музыкальных салонов является знакомство публики с музыкальными открытиями, сделанными учеными института в процессе исследования музыкальной культуры Петербурга XVIII и XIX веков. Институтом выпущено восемь томов энциклопедического словаря «Музыкальный Петербург. XVIII век». Три из них представляют собой нотные приложения – это публикации рукописных и старопечатных памятников музыкального искусства, созданных в Петербурге.

Реально этих памятников неизмеримо больше. Перепечатывать их все – задача невыполнимая и бессмысленная. А вот поиграть и послушать можно очень многое.

Салоны могут дать представление о музыкальных стилях, музыкальной моде, музыкальной ауре, в разные эпохи создававшей особую «петербургскую атмосферу», тон которой задавали музыканты, чьи фамилии едва известны профессиональным историкам музыки.

Начнется цикл салонов с итальянцев, пользовавшихся большим авторитетом в конце елизаветинской и в первое десятилетие екатерининской эпохи. Это Джованни Марко Рутини (1723-1797) и Винченцо Манфредини (1737-1799). Оба музыканта прибыли в столицу с оперной труппой Локателли в 1757 году. Постановки опер этих композиторов в Москве и Санкт-Петербурге быстро привлекли внимание законодателей придворных музыкальных мод.

По рекомендации графа Ивана Шувалова Манфредини становится капельмейстером великокняжеского двора в Ораниенбауме, затем сменяет Германа Раупаха на посту премьер-капельмейстера. Рутини в течение двух лет был гостем Петра Шереметьева, осуществлял с музыкантами крепостной капеллы постановку опер, концертировал во дворце Шереметьевых в Фонтанном доме и при дворе. Огромным успехом пользовались клавесинные концерты обоих музыкантов.

Они вели и педагогическую деятельность: Рутини давал уроки великокняжеской чете, Манфредини был наставником юного принца Павла Петровича.

На концерте будут исполнены шесть сонат Рутини ор. 6, посвященные Великому князю Петру Федоровичу. Каждая соната будет предварена прелюдиями Манфредини, написанными им для занятий с принцем Павлом.

Исполнит сочинения известный петербургский клавесинист Владимир Радченков. Свои занятия он начал под руководством профессора И.В.Розанова, позже совершенствовался на мастер-классах К.Хаугсанда, К.Стембриджа, Э.Парментайера. С 1986 года Радченков активно концертирует на влиятельных европейских фестивалях в составе музыкальных ансамблей и с сольными программами.

Записи исполнителя часто транслируются радиостанциями Европы.

Концерты будут сопровождаться рассказами о композиторах, об Италии в Петербурге, об особенностях инструментов и связанных с ними музыкальных жанров. На первом салоне экскурс в историю музыкального Петербурга времен Елизаветы проведет заведующая сектором музыки института Анна Леонидовна Порфирьева. Салонная жизнь в Российском институте истории искусств будет развиваться и в дальнейшем, отвечая интересам посетителей этих уютных камерных музыкальных вечеров.

Автор текста – А.Порфирьева
 

Российский институт истории искусств (Зубовский институт)
Исаакиевская пл., д.5
 

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ В ОСОБНЯКЕ ГРАФА П.А. ЗУБОВА

Программа

6 марта, среда
Вечер клавесинной музыки
«ВЕЛИКОСВЕТСКИЕ КОНЦЕРТЫ В ЕЛИЗАВЕТИНСКОМ ПЕТЕРБУРГЕ»

Вступительное слово: заведующая сектором музыки РИИИ Порфирьева А.Л.
Исп. Лауреат Международного конкурса Владимир Радченков
В программе: Джованни Марко Рутини «Шесть сонат»  ор.6. , СПб.,  1759

29 марта, пятница
Вечер камерной музыки
«НОТНЫЙ АЛЬБОМ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ»

Вступительное слово: доктор искусствоведения Огаркова Н.А /сектор музыки РИИИ/
В программе: арии из опер В.А. Моцарта, Дж. Сарти, Г. Спонтини, песни К.М. Вебера,
романсы и полонезы О. Козловского

19 апреля, среда
Вечер салонной музыки
«ВЕЛИКИЕ ВИРТУОЗЫ БЛИСТАТЕЛЬНОГО ПЕТЕРБУРГА»
Вступительное слово: кандидат искусствоведения Петрова Е.В. /сектор музыки РИИИ/
В программе: сочинения С. Хеллера и Г.В. Эрнста, виртуозные пьесы Н. Паганини, арии Дж.Россини

15 мая, среда
Музыкально-поэтический вечер
«РУССКИЙ ШУБЕРТ»
Вступительное слово: заведующая сектором музыки РИИИ Порфирьева А.Л.

6 июня, четверг
Вечер  вокальной музыки
«ФАВОРИТЫ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ»

Вступительное слово: кандидат искусствоведения Ковалевский Г.В. /сектор музыки РИИИ/

В программе: арии из опер и фортепианные переложения  М. Глинки,  К. Кавоса, Й. Вайгля, Дж.Россини
 романсы на стихи А.Пушкина

Начало концертов в 19.00                                      

Бронирование билетов по телефону: (812) 314 42 36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *