В сухом остатке

Санкт-петербургский сезон , рассуждая о лучших спектаклях, о разочаровавших постановках, о лучших актерских работах. Похоже, что театральная жизнь Северной столицы довольно сильно отличается от жизни Первопрестольной: другие пьесы, другие герои, другие события. 1.В сухом остатке Спектакль-событие.

2. Спектакль-разочарование.

3. Лучшие актерские работы сезона.

4. Чего не хватило в сезоне?

Екатерина ПАВЛЮЧЕНКО, «С.-Пб ведомости»

1. На смену любимой основной массой публики бульварщине в Театре Комиссаржевской появился взрослый, серьезный, хотя и остро полемичный спектакль Виктора Крамера «Сиротливый Запад». Актеры (Сергей Бызгу и Александр Баргман) сохраняют градус во взаимоотношениях двух братьев-отморозков, один из которых грохнул отца просто так, потому что тот над его прической посмеялся, а второй не донес на родственника за его часть наследства. Крамер поднял разговор о милосердии и надежде, которую режиссер, в отличие от драматурга, оставляет своим героям.

2. Спектакль Джулиано ди Капуа «Медея». Это действо сложно назвать спектаклем в прямом смысле слова. Режиссер и не подставляется, на афише написав «зонг-опера». Но в общем-то «Медея» – это и не опера.

Больше всего здесь уместно слово «перформанс». И если бы этот перформанс был одноразовой акцией, все претензии к нему были бы сняты.

3. Изумительно сильным оказался актерский ансамбль, который крепко сбил Анджей Бубень в Театре на Васильевском. Актер Алексей Фокин – новое и чрезвычайно удачное приобретение театра им. Ленсовета. Он приехал из Самары, где переиграл все ведущие роли мирового репертуара – от Гамлета до Жадова.

Его последней работой в этом сезоне стала роль Карла Россмана в спектакле Петра Шерешевского «Америка-2».

4. Увы, все лучшие и запоминающиеся события этого сезона пришлись на фестивальные программы. «Балтийский дом» привез «Идиота» Эймунтаса Някрошюса. Оскарас Коршуновас, представитель молодой литовской режиссуры, показал «Гамлета». В самом Петербурге были любопытные спектакли вроде «Салемских колдуний» Театра на Васильевском режиссера Анджея Бубеня. Или «Гамлета» Валерия Фокина.

Вот, собственно, и все. Зато были потери: не дав завершиться празднованию Вахтанговского театра, только вывернутыми наизнанку.

Новый академизм Фокина соединил «традиции театра и режиссуры, знаний персоналий, ремесла, профессии, и умений вместе с сегодняшней интонацией времени». И театр у него становится не кафедрой, а лобным местом, а его «Гамлет» – аутодафе-комиксом в обработке «новодрамца» В. Леванова.

3. Александр Баргман в «Сиротливом Западе».

4. Фестивали и гастрольные спектакли столь сильно «ароматизировали» театральную атмосферу Петербурга, что большинство его премьер выглядело тускло на столь ярком фоне. Стоит заметить, что чеховский юбилей почти растоптал в пыль великого драматурга. Вот уж, и правда, если хочешь убить классика, объяви его юбилей.

Любопытно, сколько Чехова не будут ставить после ?

Татьяна КОРОСТЕЛЕВА, «Российская газета»

1. Фокинский Гамлет в Александринском театре навел резкость для наших глаз, повернув их в нужном направлении. Фокин решает бессмертную трагедию как острый, современный политический гротеск и делает это столь последовательно и виртуозно, что, подчинившись правилам игры, принимаешь и прививку «новодрамовского» языка, и аберрации философских, гуманистических смыслов.

Спектакль Фокина точно выстроен, он стройный, прямой и стремительный, как питерские «першпективы». Режиссер «со стороны», упорно не признаваемый своим, раз за разом делает спектакли-рефлексии на темы самого умышленного города.

2. «Квадратура круга» на Малой сцене БДТ в постановке Ивана Стависского. Кому нужна старая комедия Валентина Катаева о давно ушедших представлениях и нравах? Режиссер, правда, сумел связать историю любви романтиков, идеалистов 1920-х годов с большой историей нашей страны и вызвать слезы на глазах при мысли о том, что потом с этим поколением сталось.

Ну и что с того?

3. Гамлет Дмитрия Лысенкова в спектакле Александринки. В Камерном театре Владимира Малыщицкого Андрей Шимко играет Виктора Зилова в «Утиной охоте» Вампилова. Еще одна крупная актерская работа – Алексей Козырев в спектакле «Ночной дозор» недавно созданного Авторского театра.

4. Сезон был полон впечатлений, среди которых одно из главных – медленный, но верный поворот стрелки компаса в сторону нового театрального поколения. Имею в виду и режиссуру, и драматургию, и молодую актерскую поросль. Но не хватает уверенности, что процесс будет продолжен и поддержан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *