В сухом остатке
Санкт-петербургский сезон , рассуждая о лучших спектаклях, о разочаровавших постановках, о лучших актерских работах. Похоже, что театральная жизнь Северной столицы довольно сильно отличается от жизни Первопрестольной: другие пьесы, другие герои, другие события. 1. Спектакль-событие.
2. Спектакль-разочарование.
3. Лучшие актерские работы сезона.
4. Чего не хватило в сезоне?
Екатерина ПАВЛЮЧЕНКО, «С.-Пб ведомости»
1. На смену любимой основной массой публики бульварщине в Театре Комиссаржевской появился взрослый, серьезный, хотя и остро полемичный спектакль Виктора Крамера «Сиротливый Запад». Актеры (Сергей Бызгу и Александр Баргман) сохраняют градус во взаимоотношениях двух братьев-отморозков, один из которых грохнул отца просто так, потому что тот над его прической посмеялся, а второй не донес на родственника за его часть наследства. Крамер поднял разговор о милосердии и надежде, которую режиссер, в отличие от драматурга, оставляет своим героям.
2. Спектакль Джулиано ди Капуа «Медея». Это действо сложно назвать спектаклем в прямом смысле слова. Режиссер и не подставляется, на афише написав «зонг-опера». Но в общем-то «Медея» – это и не опера.
Больше всего здесь уместно слово «перформанс». И если бы этот перформанс был одноразовой акцией, все претензии к нему были бы сняты.
3. Изумительно сильным оказался актерский ансамбль, который крепко сбил Анджей Бубень в Театре на Васильевском. Актер Алексей Фокин – новое и чрезвычайно удачное приобретение театра им. Ленсовета. Он приехал из Самары, где переиграл все ведущие роли мирового репертуара – от Гамлета до Жадова.
Его последней работой в этом сезоне стала роль Карла Россмана в спектакле Петра Шерешевского «Америка-2».
4. Увы, все лучшие и запоминающиеся события этого сезона пришлись на фестивальные программы. «Балтийский дом» привез «Идиота» Эймунтаса Някрошюса. Оскарас Коршуновас, представитель молодой литовской режиссуры, показал «Гамлета». В самом Петербурге были любопытные спектакли вроде «Салемских колдуний» Театра на Васильевском режиссера Анджея Бубеня. Или «Гамлета» Валерия Фокина.
Вот, собственно, и все. Зато были потери: не дав завершиться празднованию Вахтанговского театра, только вывернутыми наизнанку.
Новый академизм Фокина соединил «традиции театра и режиссуры, знаний персоналий, ремесла, профессии, и умений вместе с сегодняшней интонацией времени». И театр у него становится не кафедрой, а лобным местом, а его «Гамлет» – аутодафе-комиксом в обработке «новодрамца» В. Леванова.
3. Александр Баргман в «Сиротливом Западе».
4. Фестивали и гастрольные спектакли столь сильно «ароматизировали» театральную атмосферу Петербурга, что большинство его премьер выглядело тускло на столь ярком фоне. Стоит заметить, что чеховский юбилей почти растоптал в пыль великого драматурга. Вот уж, и правда, если хочешь убить классика, объяви его юбилей.
Любопытно, сколько Чехова не будут ставить после ?
Татьяна КОРОСТЕЛЕВА, «Российская газета»
1. Фокинский Гамлет в Александринском театре навел резкость для наших глаз, повернув их в нужном направлении. Фокин решает бессмертную трагедию как острый, современный политический гротеск и делает это столь последовательно и виртуозно, что, подчинившись правилам игры, принимаешь и прививку «новодрамовского» языка, и аберрации философских, гуманистических смыслов.
Спектакль Фокина точно выстроен, он стройный, прямой и стремительный, как питерские «першпективы». Режиссер «со стороны», упорно не признаваемый своим, раз за разом делает спектакли-рефлексии на темы самого умышленного города.
2. «Квадратура круга» на Малой сцене БДТ в постановке Ивана Стависского. Кому нужна старая комедия Валентина Катаева о давно ушедших представлениях и нравах? Режиссер, правда, сумел связать историю любви романтиков, идеалистов 1920-х годов с большой историей нашей страны и вызвать слезы на глазах при мысли о том, что потом с этим поколением сталось.
Ну и что с того?
3. Гамлет Дмитрия Лысенкова в спектакле Александринки. В Камерном театре Владимира Малыщицкого Андрей Шимко играет Виктора Зилова в «Утиной охоте» Вампилова. Еще одна крупная актерская работа – Алексей Козырев в спектакле «Ночной дозор» недавно созданного Авторского театра.
4. Сезон был полон впечатлений, среди которых одно из главных – медленный, но верный поворот стрелки компаса в сторону нового театрального поколения. Имею в виду и режиссуру, и драматургию, и молодую актерскую поросль. Но не хватает уверенности, что процесс будет продолжен и поддержан.