В своем репертуаре
Недостаток средств по-прежнему сдерживает гастрольную деятельность Ольга СЕРЕГИНА, Мария МИХАЙЛОВА Известные театральные коллективы (и российские, и тем более зарубежные) до нашей провинции добираются крайне редко. Провинция – благодатный край для разного рода антреприз и разудалого чеса. Но полноценные гастроли – штука настолько дорогая (перевоз декораций, аренда помещений и т.д.), что редкие провинциальные города могут позволить себе такую роскошь. Однако в последние два года наметилась обнадеживающая тенденция: дотации на гастрольную деятельность стали расти (на фоне общего сокращения расходов на культуру), но выделяемых сумм по-прежнему не хватает.
На пресс-конференции, посвященной недавним гастролям в Калуге литовского театра Meno Fortas с премьерой «Идиота» по Достоевскому, местные журналисты с некоторой растерянностью спрашивали организаторов: как же так вышло, что всемирно известный коллектив доехал до Калуги? И доехал не с облегченным «выездным» спектаклем, а с масштабной пятичасовой постановкой Эймунтаса Някрошюса?
Гастрольные выезды сильно сократились в годы перестройки и по-прежнему являются для российского театра скорее исключением, чем правилом. Как выяснил «Театрал», чтобы окупился показ хотя бы одного спектакля, он должен играться в провинции не день и не два, а как минимум полмесяца. Только в этом случае театр сможет компенсировать собственные затраты на проезд и проживание артистов, доставку декораций, монтаж сценического оборудования и многое другое.
«Дело в том, что раньше у государства была репертуарная политика, – говорит актриса Светлана Немоляева. – Театры получали сверху распоряжение, в какой город и с каким репертуаром им ехать. А поскольку все оплачивало государство, то никого особо не волновало, во что обойдутся эти гастроли. Мы выезжали в провинцию надолго.
Месяц в одном городе, месяц в другом. Каждый день спектакль».
Но такая практика ушла из российского театра, и гастроли превратились в случайное, порой даже непредсказуемое явление. Малый театр, например, в наш театр уехал туда в эвакуацию, что несомненно спасло наш огромный коллектив.
Тогда директором и главным режиссером был Лев Рудник. Коллектив был выдающийся: Полицеймако, Сафронов, Грановская, Ларик и многие другие. На сцене Кировского театра питерцами было поставлено много спектаклей: «Мещане» Горького, «Вишневый сад» Чехова, «Волки и овцы» Островского, «Парень из нашего города» Симонова, «Кремлевские куранты» Погодина, «Фронт» Корнейчука. Очень значимыми в то время были постановки пьес «Фельдмаршал Кутузов», где роль полководца играл Виталий Полицеймако, и «Полководец Суворов» с Владимиром Сафроновым в главной роли. Увы, сегодня в нашем театре уже не осталось артистов, которые тогда жили и работали в Кирове, но забывать историю нельзя.
Мы пробудем с 22 по 26 июня, а затем переберемся на фестиваль в Вологду со спектаклем «Мария Стюарт».
Малый театр в рамках благотворительного проекта, приуроченного к двум датам – 65-летию Победы и 150-летию Чехова, – отправился в трехнедельные благотворительные гастроли по городам Поволжья. Театр выступит с гастрольными спектаклями и концертами в Ярославле, Костроме, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде, Нижнем Новгороде, Иваново. На теплоходе плывет театральный оркестр, который дает концерты с песнями военных лет.
Как отметила завлит театра Ольга Петренко, «с оркестром выступают и наши ведущие артисты (Ирина Муравьева, Борис Невзоров, Виктор Низовой, Светлана Аманова, Ольга Пашкова), и молодые актеры. Это специальная программа, ее уже успели обкатать в Москве, и сейчас эти концерты показывают ветеранам. Билеты бесплатные, их распространяли ветеранские организации».
Однако эти мероприятия стали возможны только благодаря финансовой поддержке Министерства культуры.
Организация гастролей – дело весьма дорогое и неприбыльное. Поэтому все чаще театр «снаряжается» в далекий путь общими усилиями: к государственным дотациям добавляются деньги от меценатов и спонсоров, от благотворительных фондов, от городских властей, от банков, помогают авиакомпании и железнодорожники.
Остапу Бендеру не удалось «ударить автопробегом по бездорожью», но ударить фейерверками и театральными праздниками по нарастающему кризису, как выясняется, нам вполне по силам. И в кажущемся парадоксе обнаруживается вполне ясная логика. В пору ослабления экономических и социальных связей поддержка общего культурного поля – дело государственной важности. Ощущение общего культурного пространства сейчас становится одним из главнейших звеньев единства страны.
В конце концов, жители Торжка и Елабуги, Мышкина и Кошкина, Калуги и Борисоглебска имеют не меньше прав на культуру, чем москвичи и петербуржцы, только вот театры приезжают туда крайне редко.