В Театре на Таганке представят «Единицу хранения»
15-16 марта в Театре на Таганке пройдет очередное событие Группы юбилейного года – документальный фестиваль «Единица хранения». Это читки документальных пьес о Таганке, написанных современными драматургами, а также режиссерские эскизы, основанные на архивных материалах, видеохронике и устных свидетельствах. Это круглый стол, в котором примут участие видные представители разных сфер культуры, работающие с проблемой документальности в искусстве. Среди источников, использованных участниками фестиваля – протоколы заседаний легендарного Художественного совета, включавшего в себя лучших представителей науки и культуры 60-80-х годов, переписка с органами власти, сценарии спектаклей, рецензии критиков и письма зрителей.
Специально для «Театрала» участница Группы юбилейного года театровед Анна Банасюкевич более подробно рассказала об идее и результатах этой акции:
— Мы придумали этот фестиваль в самом начале, когда только пришли в театр. Как и большинство наших проектов, он напрямую связан с историей Театра на Таганке. Только на этот раз мы решили сфокусироваться не на устных свидетельствах, как было до этого, а на архивных документах.
Нам кажется, что это важно – поработать с источниками, сосредоточиться на зафиксированном факте и ввести его в поле художественного исследования.
Мы позвали драматургов и режиссеров, имеющих опыт работы в документальном театре, и предложили им поискать собственный творческий интерес в истории Таганки, найти «цепляющую» их тему. Было интересно, как увидят Таганку люди «со стороны». Драматурги несколько месяцев работали в архиве театра, в РГАЛИ, и в результате мы получили несколько совсем не похожих друг на друга текстов.
Андрей Стадников попытался восстановить цензурные правки спектаклей Таганки, Александр Родионов изучал материалы, касающиеся прихода на Таганку Анатолия Эфроса, а Нина Беленицкая сосредоточилась на феномене знаменитого Таганского худсовета. Мы постарались сделать так, чтобы в фестивале поучаствовали люди разных художественных методов, например, позвали поэта Андрея Родионова, который вместе с Екатериной Троепольской превратил конспекты репетиций, докладные записки и газетные рецензии в стихи.
Иногда документ говорит сам за себя, своим языком, своим содержанием и происхождением реконструируя эпоху – тогда достаточно ввести его в пространство сцены: так случилось со стенограммой заседания, на котором власти руками председателей колхозов закрывали спектакль «Живой» по прозе Бориса Можаева. Из текста и аудиозаписи этого заседания режиссер Юрий Квятковский сделал перформанс.
Архивные документы позволяют, с одной стороны, увидеть известные события с неожиданного ракурса, а с другой, позволяют реконструировать жизнь в ее движении, в ее незаметных подробностях.