Вампирский триллер
Знаменитый английский балетмейстер Мэтью Боурн со своей труппой «Нью Эдверчерс» — завсегдатай Чеховских фестивалей — показал «Спящую красавицу».
Чайковский для Боурна — знаковый автор.
Первой постановкой балета Чайковского, двадцать лет назад, для Боурна стал «Щелкунчик», мужская версия «Лебединого озера» (1996 г.) стала его самым знаменитым балетом, самая свежая переделка — «Спящая красавица» — завершила цикл балетов Чайковского в авторских версиях знаменитого англичанина.
Боурн — особая фигура в современном балете, он не только и не столько хореограф — Боурн соединяет таланты сочинителя, режиссера и балетмейстера.
Метод Боурна — это авторские фантазии на темы классических балетов, фильмов или даже литературных произведений.
Самые знаменитые его спектакли — это переделка известных сюжетов, но не радикально-авангардная, как, например, у Матса Эка: авторские версии известных балетов от Эка шокирующе радикальны, а в лучших образцах (как в «Жизели») еще и душераздирающи, у Боурна же они занимательны и достаточно легки для восприятия широкой публикой.
Его творчество принадлежит не столько танцу, сколько театру. Боурн работает в редком для западного сценического танца жанре. Западный мэйнстрим — это короткий абстрактный танцевальный спектакль, Боурн же делает балеты сюжетные и многоактные, но и тут он тоже — против течения. Главные мастера сюжетного балета ХХ почти отказались от пантомимы, заменяя пантомимные куски танцевальными, свели ее почти на нет, а Мэтью Боурн сделал именно пантомиму главной составляющей своих спектаклей.
На спектаклях Боурна можно обойтись без либретто — настолько они понятны, и это преимущество дает его любимая пантомима.
Пантомима Мэтью Боурна — не архаическая и условная, а живая, с редкой наблюдательностью и иронией выкроенная из обыденной жизни, точно положенная на музыку. Его спектакли свидетельствуют, что пантомима, от которой лет 60-70 как от устаревшего и скучного элемента отказались в балете, и в начале ХХI века в руках наблюдательного, креативного и остроумного человека может быть полноценным и живым искусством.
Есть у Мэтью спектакль «Пьеса без слов», и этим названием можно определить всё его творчество. Что за пьеса без слов вышла на этот раз?
«Спящая красавица» вышла веселой, пародийной и приключенческой. Не очень серьезной, но не без морали.
С предыдущими авторами Боурн не миндальничал, позаимствовав из знаменитой сказки Перро и не менее знаменитого балета Чайковского-Петипа только главные сценарные ходы: чары злой феи, смягченные феей доброй, столетний сон юной принцессы вместо ее смерти, и свадьбу с пробудившим ее поцелуем, влюбленным мужчиной.
Остальное — бурные фантазии нового автора.
Боурн сменил время действия: средневековье — на новое время.
Рождение Авроры приурочено к 1890 году, году постановки «Спящей красавицы» Чайковского-Петипа, к 1911 — совершеннолетие Авроры, вплотную к нашему времени (2011) — ее пробуждение. Боурн сменил страну, в которой происходит действие «Спящей красавицы», с Франции на Англию (во Франции конца XIX века уже не было королей, а Англия — не только век назад, но и сейчас королевство).
Смена времени и места действия позволили режиссеру нарисовать колоритную картинку нравов старой доброй Англии георгианской эпохи, только что сменившей викторианскую, и поиронизировать над масскультом начала ХХI века, на полном серьезе увлеченного мистикой, в том числе вампироманией («вампирский» след в «Спящей красавице» Боурна не случаен после шумного успеха голливудской вампирской саги «Сумерки»).
Боурн сменил пол феи Сирени на мужской, и сделал его «положительным» вампиром,
а свиту «фея Сиреня» наполовину разбавил мужчинами. Боурн усилил стан лиходеев «Спящей красавицы», добавив к главной злодейке балета — фее Карабосс — ее сына Карадока, колоритнейшего персонажа и рокового мужчину.
Боурн заменил принца, которому в сказке Перро и балете Петипа отдана миссия волшебного поцелуя, на королевского садовника, а принцессу Аврору сделал совсем не похожей на принцессу — проказницей и егозой с явными плебейскими наклонностями, что вполне объяснимо — в новом сюжете фея Карабосс имеет прямое отношение к появлению ребенка в бездетной королевской семье, именно она украла девочку для венценосной четы у простых людей. Собственно завязка балета Боурна и начинается с того, что счастливая королевская чета позабыла поблагодарить свою благодетельницу.
Боурн разбавил скучноватую и с детства знакомую историю «Спящей красавицы» дополнительной сюжетной интригой,
превратив сказочную феерию в вампирский триллер: чтобы садовник Лео смог разбудить свою возлюбленную через сто лет, фей Сирень пьет кровь героя (добавлю — под хохот зала), превращая его в вампира.
Карадок (мстительный сын феи Карабосс) ловко оттесняет миссионера от разбуженной им принцессы: Аврора должна выйти замуж не за Лео, а за Карадока и погибнуть во время магического обряда. Но это ему не удается — на балу нечисти добрый защитник Авроры фей Сирень закалывает самого Карадока предназначенным Авроре жертвенным ножом, и только преодолев множественные испытания, Аврора и Лео становятся супругами.
Боурн не только поженил героев, но и заставил их родить дочь — вылитую Аврору в детстве,
такую же егозу, только с крылышками — то ли новорожденного ангела, то ли малютку-вампиршу.
Боурн, сочинив новую историю, не забыл и знаменитого предшественника, автора канонической версии «Спящей» — Мариуса Петипа, насытив свои новые танцы скрытыми намеками и цитатами из Петипа.
Самая узнаваемая цитата — вариации фея Смелости. Вариации сохранена ее фирменная колючесть, заданная наступательным характером па и неканоническим положением рук с вытянутыми указательными пальцами и поджатыми в кулак остальными.
На балетном жаргоне эта необычная вариация называется «тыкалкой».
У Боурна вариацию исполняет фей-мужчина из свиты фея Сиреня, и вслед за своей предшественницей фей тоже всю вариацию «тыкает» указательными пальцами.
Активно использовав чертовщину всякого сорта и позаимствовав у Голливуда новейшую тенденцию представлять вампиров положительными персонажами, Боурн, тем не менее, остался в рамках старой морали. Главное в жизни — любовь и верность, она побеждает и время (не помеха — даже целое столетие), и любые передряги (даже самые фантастические), лишь добавив в нее свежий демократический акцент, характерный для нашего времени:
влюбленный и сохранивший верность садовник вполне достоин участи принца.
Замечательная работа художника — постоянного соавтора Боурна Леза Бразерстоуна, не менее замечательны и актерские работы.
Из самого отборного — двойная работа Адама Маскелла: неотразимая femme fatale Карабосс (это у нас ее изображают старухой), возвышающаяся над остальными персонажами как Гулливер над пигмеями, и ее сын, харизматичный красавец Карадок, чарам которого почти невозможно противостоять, он заставил поволноваться и Аврору, и ее возлюбленного Лео.
Еще одна работа в спектакле исключительна, и ее невозможно не назвать замечательной, хотя ее и не замечаешь: виртуозная работа кукловода.
Малютка Аврора и ее дочка — куклы на тростях, вышли живее всех живых, а их «водитель» так и остался незаметным.
Новая, вампирская «Спящая красавица» вполне уютно легла на музыку Чайковского. Боурн умеет четко прислушиваться к музыке, а его актеры — очень точно двигаться, не только в танце, но и в пантомиме точно попадая в такт. Как говорят в таких случаях, в итоге получился высококачественный театральный продукт.
Мэтью Боурн — особое имя в балетном мире, гарантирующее не только неожиданные повороты событий в замыленных историях, но высокое театральное качество.
Автор фото — Simon Annand