Варшавяне представили в Минске мир Мерилин
Самый дорогой спектакль фестиваля «Теарт» зрители смотрели, сидя на пластиковых стульях прямо на сцене.
Спектакль «Персона. Мерилин» варшавского драматического театра им. Г. Холоубка, билеты на который стоили больше 200 тыс.рублей, был поставлен в холодном зале, освещенном с помощью генератора.
Белорусский музыкальный театр не успели отремонтировать к фестивалю.
Искажение пространства, позволяющее зрителям попасть в мир Мерилин, наблюдалось еще до начала спектакля – в здание театра публика входила через боковой вход. У дверей в зрительный зал люди натыкались на табличку «Вход воспрещен». Капельдинер отправляла их куда-то вниз, где, пройдя узкими коридорами, посетитель неожиданно для себя оказывался на сцене.
С сомнениями, не придется ли им самим играть Мерилин Монро, зрители осторожно проходили дальше, где очередные метаморфозы напрочь лишали чувства реальности.
Пространство расширялось, как в квартире Воланда: на сцене стояла еще одна сцена, а перед ней – места для зрителей, уходящие амфитеатром вверх. Железная конструкция, на которой установлены пластиковые стулья для зрителей удивительно гармонировала с обстановкой «на сцене». Она представляла собой помещение с облупившейся штукатуркой, ржавыми дверями и железной пожарной лестницей.
Посредине всего этого царил художественный беспорядок из столов, сломанных стульев, рваных подушек и ящиков с барахлом.
Шорох и возня зрителей, продолжающих искать себе свободный пластиковый стул, не позволила заметить, когда в этом странном помещении появилась женщина – босая, в старой растянутой черной кофте, с помятым лицом и прической. Это была Мерилин. Так не похожая на блистающую «подругу бриллиантов», но каждому становилось ясно – это была именно она.
Как позже мы узнали от организаторов, Мэрилин появилась на площадке холодного неотремонтированного театра не случайно. По замыслу режиссера – знаменитого художника современной Европы Кристиана Люпы, зритель должен познакомиться с персоной Мерилин Монро в интимной обстановке. Перед ним обнажается и в духовном, и в физическом плане не только персонаж, но и актриса, его играющая.
Зрителя посадили прямо на сцене, чтобы он был вместе с Мерилин в одной комнате, чтобы их диалогу не мешали никакие подмостки, партер и ложи. «Такое решение предъявляло строгие требования к сценической площадке. По глубине и расположению сцены подходила лишь площадка музыкального театра. Поэтому все технические сложности, вызванные незаконченным ремонтом, пришлось преодолеть, чтобы показать зрителю этот уникальный спектакль», — говорит замдиректора Центра визуальных и исполнительских искусств Раиса Розум.
Сценарий спектакля «Персона. Мерилин» лишен оформленного сюжета. Мерилин Монро в диалогах с другими героями и с самой собой раскрывает сторону своей личности, являющейся неведомой ей самой.
Психологизм и «надрыв» выдержан в духе Достоевского, героиню которого – Грушеньку – Мерилин мечтает сыграть. Героиня романа «Братья Карамазовы» незаметно становится ее альтер-эго.