Вечер с Соловьевым: Кочки встречи отменить нельзя ли?
Как может жить высокорейтинговый телеканал без итоговой политической программы? Никак не может
Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым анонсировался швырянием ножей в оснащенного бабочкой ведущего. Он откладывался из-за неготовности оборудования, паралельно разносились слухи о смелости замысла и цензурных рогатках. И вот мы дожили.
Синезеленые трубочки мигают неоном, плоскости прозрачны и чисты, публика деликатно задвинута, ведущий ветчинно розов. В остальном: обман трудящихся.
Итоговые программы у российского телеканала или ОРТ, у REN-TB или ТВЦ распределяются по двум подвидам. Информационно-обзорные программы с хорошей подборкой корреспондентских репортажей, сопровождаемых обозревательским ведением и двумя-тремя привлеченными экспертами.
Такими были закрытые на НТВ программы Парфенова и Герасимова, такой остается на REN-ТВ, на мой взгляд, самая убедительная и яркая программа Максимовской. Есть еще обзорные программы типа ток-шоу, включающие специально снятые сюжеты, но сосредотачивающиеся на одной-двух обсуждаемых экспертами актуальных темах. Самая яркая в этом ряду – программа Познера.
Понятно, что информационное дело – вещь трудоемкая.
Соловьев никогда информационником не был, команды своей не создавал, а потому вынужден теперь ваять нечто вроде Круглого стола с гостями. Собственно, первый сюжет программы – политические потрясения в Киргизии – в эту сторону ее и выводил. Набор из четырех политиков — двух-трех партийных лидеров, а также бывшего министра иностранных дел позволял спокойно сосредоточиться на теме.
Но тут началась широко текущая шизофрения и оказалось, что обсуждается все сразу, причем при самом громком участии в «базаре» самого ведущего, то есть Соловьева. Лягнули «Единую Россию», Ельцина, «Родину», потоптали ЛДПР, прошедшие реформы, постсоветские республики, Киргизию, друг друга и закончили добрыми пожеланиями российской власти.
Складывалось впечатление, что комический, пустозвонский результат вполне устраивал автора и ведущего. Тем более, что на одной из последних страничек его тележурнала внезапно ожили комические фотографии реальных политиков, озвучившие цитаты недели. Такие маленькие «Куколки».
Надо ли говорить, что в конкурсе цитат выиграл Фрадков, а проиграл Березовский?
Вторая страничка «Вечера с Соловьевым» – беседа ведущего со столь же хорошо пудренным и причесанным министром Грефом. И также – обо всем. О походе капиталистов к президенту, о дружбе и недружбе внутри правительства, еще о чем-то… Ведущий ласково поддакивал в стиле отмененной уже утренней программы «Апельсиновый сок», публика, сидевшая в студии, никак не могла разглядеть собеседников за масштабными декорационными нагромождениями.
Далее два деятеля отечественной культуры – балерина Волочкова и режиссер Виктюк, почему-то заняв места у пультиков (инвентарь программы «К барьеру», не иначе), обсуждали премьеру оперы «Дети Розенталя». Соловьев предъявил публике обрывки из отрывков, балерина Настя заметила, что это какой-то ужас, защитник Виктюк процитировал пару бессмыслиц из либеретто, но призвал не судить художника. Публика, естественно, проголосовала за всеобщий запрет этой ерунды.
Затем Соловьев рассказал (жалкое подобие герасимовского анализа роста-падения рейтингов из упомянутой ликвидированной программы) как и у кого из героев недели укрепились или пошатнулись позиции. Надо сказать, что и здесь выглядел он достаточно странно. Понятно, что затянувшаяся «бодяга» его укачала.
Последним номером программы исполнялась ария Кошки из русифицированного мюзикла «Кошки» выдающегося американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Ария Кошке удалась. На ней программа закончилась.
Весь «Вечер» за вычетом рекламы длился минут сорок. Так упоительны в России вечера, каждый из них – маленькая поэма.
Стремительная маргинализация двух былых героев эфира, почти властителей дум Соловьева и Гордона, кстати, рука об ручку начинавших на «Серебрянном дожде» и на телевидении, привела их теперь в шатер НТВ, вогнав в шуто-гороховское состояние. У Гордона теперь «Стресс» — как диетическая разновидность нагиевских «Окон», у Соловьева «Вечер» типа облегченного герасимовского «Личного вклада», эдакого «апельсинового ужина» с дивертисментами. Цель одна – шумнее, скандальнее, по возможности, без всяких там размышлизмов.
Вот такая эволюция канала, который когда-то твердил, что новости – его профессия.
Что надо экономисту, строителю, философу, певуну, плясуну и просто веселому малому Соловьеву на телевидении? Красивая площадочка для бодрого резонерства? В сущности, прошедшую телепрограмму с легкостью можно перевести в радиоформат.
Помимо явной концептуальной «сырости» она продемонстрировала, что ведущий может быть замечательным модератором (если держит себя в рамочках), но он – совершенно никакой обозреватель. Соловьев просто не владеет ни одной из обозреваемых тем – ни на информационном, ни на, тем более, аналитическом уровне.
Зачем НТВ такая программа? Чтобы не хуже, чем у людей? Так хуже. Чтобы выполнять «заказные» работы в политическом жанре? Вряд ли компания, поддерживаемая сверхмощным ГАЗПРОМом опустится до таких пошлостей.
Так может, и закрыть все тихонько, вернув ведущего на его прежние, маленькие арены.
Алексей Токарев