«Великолепная семёрка» в честь Паваротти
12 октября, в день рожденья великого тенора Лучано Паваротти, на сцене Государственного Кремлёвского дворца состоялся концерт его памяти. После смерти маэстро вдова артиста Николетта Мантовани взялась за должность главы фонда Паваротти, в составе которого состоят в том числе ученики академии Паваротти.
2011 год вообще юбилейный для Паваротти – ровно полвека назад он дебютировал на оперной сцене.
В нынешнем концерте в Кремле принимали участие семь молодых певцов, они исполняли оперные арии и ансамбли из всемирно известных опер, входивших в репертуар Большого Па. Попытаемся их ранжировать – словно мы в жюри «Призрака оперы» или «Большой оперы», популярных шоу, что предлагает нынче российское телевидение. Начну с самого-самого.
Наибольшее впечатление произвела сопрано Первин Чакар, которая очень обаятельно и задорно исполнила вальс Джульетты из оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» и песенку Оскара из оперы «Бал-Маскарад» Джузеппе Верди . Чакар оказалась очень музыкальной, она обладает весьма подвижным лёгким голосом приятного тембра, звонкими окрашенными верхами и длинным дыханием. Единственным минусом представляются недостаточно опёртые низкие ноты, которые из-за этого прозвучали глуховато.
На второе место «великолепной семёрки» можно поставить тенора Джакомо Патти.
Он прямо-таки поразил исполнением арии Герцога из оперы Риголетто. Патти один из тех теноров, чей голос, проникая в твои уши, обволакивает их своей бархатистостью и одухотворённостью. Слушая его, вполне можно узнать приёмы самого Паваротти, что было несказанно приятно. «Третье место» абсолютно заслуженно принадлежит тенору Алессандро Скотто ди Луцио. В первый раз он вышел с романсом Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток», где, между прочим, очень красивым звуком отличился фагот со своим соло.
Этот романс обычно поют с особой драматичностью и даже в некоторых исполнениях прослеживается некая вокальная «плаксивость» в голосе, что особенно часто встречается у отечественных теноров. Скотто же, напротив, держался очень достойно и мужественно, что бесспорно украшало его самого и произведение, которое он исполнял. При этом у Алессандро тембр голоса довольно лирический и нежный. В некоторых местах высокие ноты были неприкрыты и из-за этого звучали резковато и плоско, но не везде.
Дальше следует сопрано Франческа Каппеллетти.
Она спела песню Ганны из оперетты Ференца Легара «Весёлая вдова». Каппеллетти умеет красиво петь высокие ноты на пиано – это, в общем-то, редкость по нынешним временам. Очень красивую си второй октавы взяла Франческа в конце своей арии, правда недостаточно окрашенную.
А вот низы показались немного глуховатыми.
На пятом месте моих предпочтений стоит баритон Андреа Дзаупо, который открывал концерт куплетами Эскамильо из оперы Бизе «Кармен». У Дзаупо довольно несобранный голос, имеющий избыточное количество обертонов для вокального звука.
Но сценически он вполне органичен и хорош собой.
Меццо-сопрано Клара Каланна, которая исполнила арию Леоноры из оперы Гаэтано Доницетти «Фаворитка» «заняла» шестое место в моем рейтинге. Это выступление показалось мне несвободным и безэмоциональным, а сам голос несколько «булькающим», хотя большим и насыщенным. В то же время в знаменитом квартете из «Риголетто», которым концерт завершался и в котором Каланна спела партию Маддалены, вокалистка показалась значительно лучше.
А вот первоначально понравившаяся Первин Чакар в этом же ансамблевом номере напротив как-то «заробела».
Меньше всего понравилось выступление сопрано Симоны Тодаро. Она исполнила арию Адриенны из оперы Франческо Чилеа «Адриенна Лекуврёр». Голос кажется расшатанным и несобранным, а подача звука вялой и незаинтересованной.
В целом концерт удался: Москва услышала новые голоса с родины бельканто и достойно почтила память великого тенора ХХ века.