Вернись победителем
Великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли в октябре лично представит москвичам один из самых знаменитых своих спектаклей – «Аиду» Верди Поначалу Франко Дзеффирелли кажется необычайно хрупким. Однако страстный взгляд выдает натуру темпераментную и увлеченную. Он курит одну сигарету за другой и считает, что в доме главное – растения и собаки. От этих пристрастий Дзеффирелли отказываться не намерен, ни при каких обстоятельствах. Джанфранко Корси (таково настоящее имя знаменитого флорентийца) – незаконнорожденный сын мелкого торговца Отторино Корси.
Его мать, модельер Алаида Гароси, умерла, когда ребенку исполнилось шесть лет. У отца была другая семья, поэтому детство и отрочество Джанфранко провел в доме своей тетки, которая любила его как родная мать. Дзеффирелли научился выживать и бороться за себя с малых лет. Во время войны, не желая становиться под фашистские знамена, он вместе с коммунистами, которых всегда ненавидел, ушел партизанить.
Трижды оказывался под огнем, но всякий раз ему удавалось уйти.
Дзеффирелли неоднократно выходил победителем в дуэлях со смертью. Пожалуй, самый известный случай – автокатастрофа в 1969 году, когда за рулем была не кто иная, как Джина Лоллобриджида. С тех пор Дзеффирелли не желает слышать это имя.
Авария оставила его с изуродованным лицом, над которым впоследствии несколько лет колдовали пластические хирурги, и заново воскрешенной верой в Бога.
Недавно Дзеффирелли опять повидался со смертью. Он перенес сложную операцию на бедре и получил осложнение – почти фатальную инфекцию. Теперь каждый шаг дается ему с невероятным трудом.
Однако болезням не удалось повлиять на его вечно обширные творческие планы.
У Дзеффирелли, два года назад отпраздновавшего восьмидесятилетие, по-прежнему очень много дел. Недавно специальным декретом он был назначен на должность особого советника министерства культуры и мира визуальных искусств в Италии. Также он вынашивает идею нескольких оперных постановок и двух фильмов, названия которых пока утаивает, похоже, из-за суеверия.
Выпускник архитектурного факультета Флорентийской академии изящных искусств после войны не захотел заниматься архитектурой. Его влекли театр и кино. Первая работа Дзеффирелли – театрального художника относится к 1945 году (спектакль по пьесе Пиранделло «Патент»).
Однако сам Дзеффирелли предпочитает считать своим дебютом в качестве сценографа работу у Висконти, на чеховских «Трех сестрах», в 1952 году. В 1954-м, после триумфа «Золушки», постановку которой молодой театральный художник едва ли не в ультимативном порядке вытребовал у администрации La Scala, критики признали его выдающимся оперным режиссером. Ныне с именем Дзеффирелли ассоциируется само понятие настоящей итальянской оперы. Он всегда славился беспредельной роскошью и бескрайним романтизмом.
В биографии Дзеффирелли три десятка кинофильмов и почти сотня оперных постановок. Он часто совмещает амплуа режиссера и художника, демонстрируя миру великолепное разнообразие своих «возрожденческих» талантов.
В последние годы Дзеффирелли неоднократно приезжал в Москву. Прошлой весной – для того, чтобы открыть выставку своих художественных работ «Искусство спектакля» в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина.
Еще раньше столица увидела в Кремлевском Дворце «Тоску» Пуччини, сделанную мастером для римского Teatro dell’Opera, а на сцене Большого театра – «Травиату» Верди из малюсенького городка Буссето, славного только тем, что там родился великий итальянский композитор.
Ныне Дзеффирелли лично представит в Москве один из последних и самых красивых своих спектаклей – оперу Верди «Аида». Представления ожидаются 28, 29 и 30 октября на сцене Театра оперетты. Премьера спектакля, сделанного Фондом Артуро Тосканини, состоялась в 2001 году в театре Буссето.
В Москву прибудут более 200 человек труппы и обслуживающего персонала и пять трейлеров с декорациями, костюмами и реквизитом.
Специально по случаю российских гастролей в Москву приезжает итальянка Норма Фантини, которая исполнит заглавную партию. И когда она, обращаясь к возлюбленному, споет первую фразу своей знаменитой арии: «Вернись победителем», эти слова будут и про великого Дзеффирелли. Партию Радамеса исполнят молодой итальянский тенор Никола Росси Джордано, уже завоевавший международное признание, и его американский визави – Скотт Пайпер.
Оркестром и хором Фонда Тосканини будет руководить итальянский дирижер Массимилиано Стефанелли.