Веселые сказки в ММДМ
Московский международный дом музыки явно готовится к летнему сезону — именно об этом недвусмысленно свидетельствовал легкомысленно-праздничный концерт «Штраус-гала: сказки Венского леса». Генерировать праздник для российской публики взялись австрийский дирижер Петер Гут (Peter Guth), Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и солистка оперетты Моника Мёссер (Monica Mosser). «Пропагандист» венских вальсов, балов и оперетт, основатель венского Штраус-оркестра, дирижер, скрипач и шоумен Петер Гут уже неоднократно выступал в Москве, Киеве, Петербурге и других городах России.
Маэстро владеет русским языком (в прошлом он несколько лет учился по классу Давида Ойстраха в Московской консерватории) и сам ведет концерты по-русски. Традиционный штраусовский подход, тщательно поддерживаемый Гутом, включает, по его интерпретации, не только играющего скрипача-дирижера во главе оркестра, но и атмосферу всеобщего легкомысленного веселья, соучастниками которого становятся зрители. Как это работает? В принципе, те, кто увлекаются модной ныне психологией, наверняка помнят механизм, по которому строится бихевиористическая психотерапия: начинаем с совсем небольшого усилия, даем на это тут же «положительное подкрепление» в виде улыбки, похвалы, аплодисментов, затем переходим к действию посложнее, его тоже «подкрепляем» и так далее, возможности открываются практически безграничные.
Примерно такой же принцип применяется и здесь. Сначала зрители просто хлопают, вы же, собственно, для этого и пришли на концерт, не так ли? Дирижер показывает, как поддержать оркестр на сильную долю, тут же с присущим ему обаянием благодарит зал. А теперь по жесту маэстро чередуем хлопки потише и погромче, потом выстукиваем более сложную ритмическую фигуру, это тоже очень приятно, ведь вы же так музыкальны?
Тогда не удивляйтесь, когда через полчаса вы обнаружите, что вместе со всем залом хором кричите «ку-ку», свистите, топаете ногами, хлопаете по рукам соседей… И естественно, недовольно посматриваете на тех, кто по своей закомплексованности, не совсем австрийскому менталитету, заботе об имидже или же в силу занятости фиксированием пометок для статьи, как ваша покорная слуга, не способен сполна отдаться воцарившейся атмосфере веселого и жизнерадостного сумасшедшего дома. И над всем этим царит добрый доктор, а может быть шаман Петер Гут, помахивая скрипкой и удовлетворенно улыбаясь.
При всем настороженном отношении к разного рода «популяризаторству» и вольным интерпретациям классики, следует отметить, что в данном случае попытка однозначно засчитывается. Объективные минусы такого подхода – страдает качество скрипичных соло дирижера, и большая доля ответственности за свои вступления лежит на оркестрантах. Подвижный дирижер, регулирующий оркестр и зал почти хореографическими жестами, тут же присоединяющийся к скрипичной партии, а потом играющий соло, просто физически не может успеть все сделать идеально.
Немалого внимания и понимания требует это и от партнеров, и тут мы обязаны, прежде всего, отметить, к сожалению, так и не представленного зрителям безымянного музыканта-первую скрипку. Постараться не разойтись в дуэте с неуемно двигающимся по сцене австрийцем, и при этом сохранить видимость непринужденности – немалый труд. Думаю, среди музыкантов российского оркестра, как и среди зрителей в зале, было достаточно тех, для кого классика – это строгость, утонченность, респектабельность, традиционность.
Только вот традиции аутентичного исполнения музыки династии Штраусов в Австрии, если верить рассказу дирижера, это как раз противоположный подход, представленный нам на концерте. В нем явный приоритет общего настроения над деталями исполнения. Безусловно, консервативный академический подход несравнимо выигрывает в блеске и основательности исполнения, а подход Гута – в близости простому зрителю.
Номера концерта при этом были подобраны весьма нешуточные – увертюра к «Летучей мыши», знаменитые вальсы, польки и прочие бальные танцы семейства Штраусов, фрагменты классических оперетт. Что удивительно, при том, что дирижер увлекался своей игрой на скрипке, контактом с залом, постоянно и неизбежно поворачивался к каким-то группам совсем спиной, ничего не развалилось на части. В основном, произведения были исполнены целостно, в разумном темпе и на нужном градусе эмоций.
Не катастрофические ляпы и киксы, конечно, случались, но далеко не факт, что их бы не было, занимайся дирижер только своим непосредственным делом. Несколько переизбыточными были медь и ударные, что, в общем-то, даже логично – какая же шаманская технология массового гипноза без большого барабана и низких повторяющихся звуков! Австрийское сопрано Моника Мёссер представила интересную подборку арий из венских оперетт. Конечно, звездой академического вокала ее не назовешь, в приоритете не голос, а комедийная игра, пластика, шоу, тем не менее, на длинных высоких нотах пробить акустически неудобный Светлановский зал ей успешно удавалось.
Наиболее удачный ее номер – ария Сафи из оперетты И.Штрауса «Цыганский барон», где как раз к месту пришлись достаточно яркие взлеты в верхнем регистре. Менее понравились знаменитые куплеты Адели из «Летучей мыши» — московская публика за последнее время только-только привыкла к их подчеркнуто оперному исполнению, и уже не так просто разом переключиться обратно на стиль оперетты в их трактовке. Ну и оставим открытым вопрос, насколько уместно для артистки со стажем работы в академическом жанре усаживаться на коленки к зрителю, что и для юной эстрадной дивы – лишнее. Предваряя одно из произведений – польку «Без забот» Йозефа Штрауса – Петер Гут прокомментировал, что эта формула и есть мечта человека: без забот, невзирая на кризис, терроризм и войны.
Вот такая вот беззаботность – это, собственно, и есть центральное понятие представленной концепции. У наших отечественных экспериментаторов на стыке классики и шоу, как приходится с завистью признать, так легко не получается никогда – слишком натужными выглядят их попытки, на всем лежит печать расчета, задумчивости и неловкости. Когда отечественный академический музыкант пытается работать в жанре кросс-овер и популярной классики, тому, как правило, сопутствует одно из двух выражений лица: либо «Я тут не причем, нас сюда послали», либо «Хочу заработать!» Иностранцы же, как приходится убедиться, делают это с совершенно искренней улыбкой, беззаботно и радостно, сами получая удовольствие от происходящего.
Так что если кому-то нужна музыкальная антикризисная терапия – следует обращаться к австрийским специалистам.