«Весна» продолжается…
18 ноября на сцене Большого зала Московской консерватории прошел концерт московского детского хора «Весна», посвященный памяти его основателя — выдающегося хорового дирижера и педагога Александра Сергеевича Пономарева.
Со дня смерти Пономарева прошло полгода,
и данный концерт стал по существу первым большим выступлением хора без своего основателя.
Надежда Аверина, принявшая должность художественного руководителя и дирижера хора, представила смешанную программу из русской классики и современных произведений. В концерте приняли участие концертмейстеры Ирина Волосовцева и Святослав Липс, а также выпускники хоровой школы «Весна» разных лет, выступившие в сводном хоре.
Прежде чем рассказать о концерте, необходимо напомнить о той идее, которую реализовывали знаменитый коллектив и его руководитель с момента старта работы.
Детский хор — особый феномен, который использовали в своем творчестве композиторы многих веков.
Со времен Генделя и Вивальди, работавших с детскими хорами, неповторимый звук слаженных юных голосов использовался в сложнейших произведениях крупной формы, для детских хоров ставились совсем недетские задачи по степени музыкальной сложности и выразительности.
Однако, когда в середине 60-х годов молодой музыкант Александр Пономарев решил создать свой коллектив, в нашей стране дело обстояло несколько по-другому.
Детские и юношеские хоры, безусловно, были в Союзе во множестве, но занимались они, в основном, тем, что пели простые пионерские песни и восславляли партию и комсомол, а качество исполнения в число приоритетов не входило, главенствовала идеология. Были и учебные хоры детей и юношества, обучающихся в серьезных музыкальных учебных заведениях, которые брались за номера посложнее, но там учебная задача всегда превалировала над исполнительской.
Пономарев решил создать коллектив принципиально нового типа:
с одной стороны, доступ туда могли получить самые обычные дети, без особых музыкальных талантов, да и воспитание чувства коллективизма у них было далеко не последней задачей, реализовывавшейся, пожалуй, и поуспешнее, чем в обычных «пионерских» хорах.
Однако с музыкальной точки зрения, это был совсем другой хор — с западными принципами звукоизвлечения, с перфекционистским подходом к изучению музыкальных произведений, с разнообразным, в высшей степени, репертуаром.
Еще в советское время воспитанники «Весны» пели западную, в том числе духовную музыку,
исполнительские раритеты и популярную классику, хоры из опер, сложные и нетривиальные произведения современных авторов.
Детей не только с юных лет учили много выступать на сцене перед зрителями, доставлять радость публике.
Их учили быть членами коллектива — единого творческого организма, в котором выработались свои традиции взаимопомощи, дружбы и единения.
Строгие, но доброжелательные воспитатели смогли создать особенную атмосферу,
благодаря которой ученики рано становились взрослыми и ответственными, но потом, даже закончив музыкальное обучение, в душе все равно оставались детьми, готовыми к искреннему творческому порыву. Ну а певческая нагрузка в хоре сочеталась с изучением сольфеджио, музыкальной литературы, обучением игре на музыкальных инструментах.
Хор быстро приобрел популярность в России и за рубежом.
Однако не только следование западным традициям хорового пения стало залогом того, что коллектив многократно становился лауреатом международных конкурсов. Гораздо важнее была неповторимая творческая индивидуальность, свой собственный стиль и почерк.
Отрадно отметить, что, как показал концерт, все это сохраняется и в наши дни и имеет шансы быть преумноженным бережными хранителями традиций хора.
В концерте, довольно объемном для детского коллектива и сложном по качеству материала, были спеты хоровые произведения Чайковского, Рахманинова, Танеева, Свиридова, Калинникова, Рубина, русские народные песни.
Отдельно следует отметить исполнение цикла «Времена года» Ефрема Подгайца на стихи Сергея Козлова. Подгайц, которого с «Весной» связывают многие годы дружбы и совместной работы, подарил этот цикл Александру Пономареву на 49-летие, но и сегодня, в концерте памяти, эта музыка прозвучала пронзительно и эмоционально, созвучно поводу, но светло, не безнадежно.
Надежда Аверина, открывая концерт, сказала, что хотела бы видеть именно светлую грусть
— это, безусловно, получилось, это то настроение, которое отличало концерт от обычных пафосных памятных мероприятий.
При том, что «Весне» есть чем гордиться (а это мы увидели воочию, когда на сцену исполнять общие номера вышли выпускники — взрослые, красивые, голосистые, люди, очевидно состоявшиеся в жизни, но не забывшие свою альма-матер), ничего нарочито торжественного и напыщенного не прозвучало, никакого самолюбования, скромность как концептуальная линия тоже свойственна и хору, и выпускникам. И заканчивалось выступление не торжественным апофеозом. Хор тихо и нежно исполнял номер за номером сверх программы, а
зрители, которых дирижер призвал расходиться, не желали покидать своих мест…
Конечно, потеря, которую понес коллектив, невосполнима, но традиции живы, есть люди, способные их беречь и поддерживать. Поэтому мы верим в большое будущее хора «Весна» и ждем от новых поколений юных певцов новых побед.