Видение «Тоски». Ностальгия
Марина ЛОГИНОВА Сербский режиссер Любише Ристич и хорватская балерина Нада Кокотович поставили на сцене Петербургского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской хореодраму «Тоска» Тридцать лет назад в благополучной и самой «западной» из всего соцлагеря стране Югославии серб Любише Ристич и его жена хорватка Нада Кокотович открыли театр, который назывался КГПТ (Кazaliste, Рozoriste, Gledalisce, Teatar, то есть «театр» на сербском, хорватском, македонском и словенском языках). Идея тотального театра как места, объединяющего людей разных национальностей, верований и политических взглядов, проникала в самую суть театрального языка. Постановка хореодрамы «Тоска» по опере Пуччини стала программной в творчестве этого уникального театра.
С тех пор творческий поиск неутомимого Ристича сводил его и с Пиной Бауш, и с Ежи Гротовским. Его театр исколесил весь мир, завоевывал престижные награды на международных фестивалях.
Удивлять он умел всегда. То усаживал зрителя на плоту, а театральное действие разворачивал на берегу. То убирал кресла из зала, заставляя публику наблюдать за действием стоя или в свободном движении.
То растягивал спектакль на целый день, увлекая за собой зрителя из одного помещения в другое.
Он свято верит в происхождение системы Станиславского от воспитательной практики ордена иезуитов, которые во времена Великой Екатерины появились в России. Он разный, этот Ристич – бунтарь и «культурный террорист», – и каждая его постановка не похожа на предыдущую, при этом каждая питается идеями русского авангарда.
«Тридцать лет назад, – говорит Ристич, – когда мы с Надой ставили «Тоску», время было другое. Другой мир. Это было в той стране, которой сегодня не существует, как не существует и СССР. С 1992 года мы потеряли почву под ногами. Нада уехала и стала работать в Германии.
Когда мне предложили поставить спектакль в Театре им. Комиссаржевской, я ни минуты не колебался в выборе названия: конечно же, «ТОСКА»! Ибо я не знаю другого города, по атмосфере своей столь соответствующего этой истории.
Распад Югославии изломал судьбы многих, насильно разлучил тех, кто когда-то жил единой семьей. Оттого трагическая любовь прекрасной Тоски на фоне освободительной войны с Наполеоном для сербского новатора Любише Ристича имеет свой подтекст и особую притягательность. «Тоска» – ностальгия по молодости, по времени и по той стране, которую они потеряли.
Необычные приемы репетирования часто удивляли русских актеров. Впрочем, главную роль оперной дивы исполняет сербская актриса Даниэла Стоянович, в начале актерской карьеры работавшая с Ристичем.
«Когда Югославию начали бомбить, – говорит актриса, – люди жили с ощущением, что все это скоро закончится. Вот и получилось, что в Россию я приехала на 20 дней, а живу здесь уже 10 лет. Но я никогда не хотела и не думала уезжать из своей страны насовсем».
Впрочем, и в Питере Даниэла не сидит на месте: то съемки, то гастроли. Актриса работает в разных театрах Петербурга, сотрудничает с авангардными режиссерами, например с Андреем Могучим.
Так, в самом «умышленном» и фантастическом городе – Петербурге – встретились в художественном пространстве сербский режиссер и актриса, хорватская балерина и македонский художник.