Виктор Рыбальский и Дмитрий Глоба-Михайленко: «Мы уличный балаган!»

Судьба скоморохов в современной России Мастер-класс брала Анастасия ТОМСКАЯ   Musica Radicum – это настоящая труппа бродячих артистов. На их выступления можно приводить студентов театральных вузов, чтобы история средневекового театра не превращалась в скупые строчки учебников. «Радикумы» даже живут как средневековые музыканты: почти все время на гастролях, а их репетиционная база находится в древних стенах Выборгского замка.

Виктор Рыбальский и Дмитрий Глоба-Михайленко: «Мы уличный балаган!» В их представлениях даже театральной условности нет.

О какой условности может идти речь, когда все настоящее – костюмы, инструменты, музыка, сюжеты? Один из основателей Musica Radicum музыкант Виктор Рыбальский рассказывает, что в багаже труппы очень много реконструкций, реплик с исторической одежды. «Все вещи изготовлены по древним технологиям, только из материалов, использовавшихся в ту эпоху, с ручными вышивками. В нашем арсенале вещи на разные исторические эпохи: есть костюмы на «раннятину» – это IX–XI века, и костюмы «на позднятину» – XII– XVI века.

Подбираем одежду так, чтобы, совмещая одно с другим, добиться в результате нужного образа. Бывает, что не хватает, и тогда шьем сами. По большей части этим занимается Снежана Автушкова, единственная девушка в музыкальном составе, или наш музыкант Алесь Жура, который, как историк и реконструктор, упорно шьет на руках сам. Свою красную рясу он конструирует ровно столько, сколько с нами играет – уже года три.

Начал он в ней работать, когда даже рукава не выкроил: не ряса была, а халат. Обязательный атрибут наших сценических образов – средневековая обувь с загнутыми носами. Ботинки нам шил мастеровой-реконструкор, который целенаправленно занимается исторической обувью».

Характерно, что образы продуманы до мелочей: труппа часто работает в гриме. Идейных гримов немного – один максимум два: «Грим общий для всех, с ним мы похожи на мимов – белый фон и подведенные черным глаза, иногда черепушки – например, грим для мистерии «Танец мертвых». При этом амплуа на сцене у нас вроде бы нет, просто открывается внутреннее содержание каждого, определенные склонности и черты характера, которые проявляются в музыке и костюмах. Мы не играем – мы такие, какие есть.

Хотя, может, и придуриваемся немножко».

Тем не менее распределение по театральным амплуа в труппе все же присутствует. Скажем, Снежане Автушковой часто приходится играть всех женщин, а героических персонажей играют Сергей Скородумов и Алесь Жура.

Поддерживая реноме средневековой труппы, «Радикумы» даже работают в маске: черное длинноносое лицо Пульчинеллы трансформировалось тут в зловещий вороний клюв. Такое внимание к реквизиту и антуражу особенно ценно, если учесть, что театральных художников и гримеров в Musica Radicum нет, а участник с актерским образованием только один – иркутянин Евгений Хрусталев.

Средневековые менестрели развлекали публику на городских площадях целыми спектаклями-мистериями. «Радикумы» не отстают от своих предшественников: мистерия о короле Норвегии святом Олафе – одна из главных у труппы. «Наши первые представления проходили в Выборгском замке, где есть башня Олафа, в день, когда вся Скандинавия празднует дни этого святого. И мы так прониклись его историей, рассказанной в «Саге об Олафе святом», что сделали о нем мистерию. А минувшим летом на «Житии святого Олафа», актеров был целый фестиваль!

Дело в том, что зрители все в костюмах, внутренний двор замка небольшой, и зачастую публика принимает активное участие в действии. Кстати сказать, равнодушных на наших представлениях вообще никогда не бывает. Часто случается, устроимся на полянке какой-нибудь порепетировать, выходят люди, садятся и слушают – конечно, мы работаем для них. Мы уличный балаган! Другое дело, что публика бывает разная: агрессивные пьяные или бандиты с оружием.

Бывают иногда и неадекватные слушатели: играем на улице, подходят и просят исполнить Высоцкого или «Мурку».

Впрочем, говорят участники, иногда и хорошо играть для публики, для которой в иных ситуациях никогда бы не стали работать. «Для полка милиции мы сыграли бы точно! Вот это был бы опыт! Мы были одними из первых, кого забрали в милицию за уличное представление. Причем случилось это перед самым концертом Dead Can Dance. Билеты в руках, а тут такая напасть!

Правда, нас быстро отпустили, а концерт задержали на полчаса, так что мы почти не опоздали».

Иначе говоря, в начале XXI века повторилась ситуация века XVII: власти Санкт-Петербурга вслед за царем Алексеем Михайловичем наложили суровый запрет на уличные действа в черте города: еще в три назад уличные музыканты еще пытались протестовать, но услышаны не были, и остается только радоваться, что бродячих артистов не ссылают на Урал или в Сибирь по примеру царя Тишайшего.

Впрочем, они ездят туда сами – на гастроли.

То Новосибирск, то Минск, то и вовсе Дни исландского кино. Не только география их путешествий, но и разнообразие скоморошьего репертуара может удивить: они поют на галисийском и на окситанском, на немецком и староанглийском, а «Житие Святого Олафа» и вовсе играют по-русски. Но объясняется это просто, говорит один музыкант «Радикумов» Дмитрий Глоба-Михайленко. «Активное общение между государствами в средние века приводило к тому, что музыка и культура разных стран тесно переплетались. У нас в репертуаре есть и скандинавские, и бретонские, и фламандские сказки.

Это естественно для тогдашней ситуации, бытовавшей в Европе. Нет ничего удивительного в том, что рядом с испанскими гайтами соседствуют арабский уд, австралийский диджериду, готическая арфа или тибетский дунчен».

В отличие от своих средневековых предков зимой бродячие труппы жалеют своих преданных зрителей, поэтому с морозных улиц уходят на закрытые площадки. Так что все зимние представления будут играть в пабах и клубах.

Словарь от Musica Radicum («Музыка корней» (лат.)

Шпильман (Spielmann, нем.) – дословно «игрец». Одно из наименований средневековых бродячих актеров-музыкантов, выступавших на ярмарках и городских площадях, всячески развлекавших публику. Немецкому «шпильман» соответствуют старофранцузский «жонглер» и латинский «йокулатор». Эти менестрели играли сатирические новеллы, инсценировали легенды и повести о героях.

В каждой стране у «игрецов» было свое имя, скажем, на Руси их звали «скоморохами», а в Восточной Европе – «кукерами».

Медиевист – историк, специалист по Средневековью. Зачастую интерес к медиевистике выходит за пределы библиотечных изысканий. Тогда историк превращается в практика: портного, кузнеца или музыканта.

Ретрофутуризм – выстраивание картины будущего посредством необычного сочетания элементов прошлого.

Святой Олаф – один из немногих европейских святых, которого почитает как православная, так и католическая церковь. «Братство святого Олафа», созданное музыкантами и актерами в 2004 году, следует принципам средневекового народного театра.

Мистерия – жанр западноевропейского религиозного театра XIV–XVI веков, родился из более ранней литургической драмы. Сюжеты из Библии и Евангелия чередовались с комедийно-бытовыми эпизодами. Характерно, что эти вставки входили в яркое противоречие с божественными сюжетами. Именно мистерия как жанр способствовала развитию театрального искусства.

В репертуаре Musica Radicum несколько мистериальных представлений, среди них «Житие святого Олафа», «Сир Галевин», «Тэмлин», «Танец мертвых».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *