Владимир Юровский рассказывает
При составлении концертных программ худрук Госоркестра имени Светланова Владимир Юровский большое внимание уделяет содержательной стороне музыки. Корреспондент Belcanto попросил всемирно известного дирижера рассказать о сочинениях, которые прозвучат в этом концертном сезоне под его управлением.
29 декабря, Московский международный Дом музыки
30 декабря, Концертный зал имени Чайковского
Прозвучит музыка Чайковского к балету «Спящая красавица» — без единой купюры. Когда мы лишаем зрителя видеоряда и заставляем его сконцентрироваться на музыкальной составляющей, то выясняется что музыка «Спящей красавицы» — в высшей степени симфонична и экспериментальна.
Весь третий акт — неоклассицистские искания Чайковского, получившие столь мощное развитие в творчестве композиторов ХХ столетия. Это абсолютный шедевр инструментовки, но в театре, даже при очень хорошем исполнении, какие-то краски пропадают. Я надеюсь, нам удастся «восстановить» их — наравне с оригинальными темпами, которые в балете недостижимы по техническим причинам.
8 января, Концертный зал имени Чайковского
Это будет необычный для нас, симфонического коллектива, концерт: прозвучит мюзикл Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо». Все помнят музыку к знаменитому фильму Марка Захарова, многие читали великую пьесу Евгения Шварца, но мало кто знает, что Гладков и его многолетний соратник — либреттист и поэт Юлий Ким переработали изначальный сценарий фильма в мюзикл и киномузыка была дополнена множеством новых номеров. Уверен, что инструментальные партии выписаны здесь с той же ажурной точностью, как и в других произведениях Гладкова. Взять хотя бы «Бременских музыкантов», которых я считаю до сих пор непревзойденным шедевром в своем жанре.
5 марта, Концертный зал имени Чайковского
Программа концерта будет достаточно мрачной, но вместе с тем очень интересной, — её составят «Немецкий реквием» Брамса и «Экклезиастическое действо» Циммермана. К этим двум произведениям мы хотим добавить два псалма Давида немецкого композитора XVII века Генриха Шютца, тексты которых использовал и Брамс в своём «Реквиеме», а также хорал Баха из 60-й кантаты, который цитируется в конце сочинения Циммермана.
Впервые «Экклезиастическое действо» я услышал в Москве, в Концертном зале имени Чайковского под управлением Гари Бертини в 80-е годы. Тогда мы, студенты второго или третьего курса Мерзляковского училища, были не в состоянии оценить всю гениальность этого произведения.
Но я отлично помню, что оно произвело впечатление разорвавшейся бомбы.
Циммерман написал «Действо» по заказу города Киля в 1970 году – для культурной программы Олимпиады в Мюнхене 1972 года. Трагичность ситуации заключалась в том, что вскоре после завершения этого произведения он покончил жизнь самоубийством. Премьера состоялась уже после его смерти и ужасных событий Мюнхенской олимпиады, когда погибла вся израильская команда, взятая в заложники.
Сочинение Циммермана глубоко пессимистично, пронизано крайним сарказмом и иронией, ибо в современных олимпийских играх он видел исключительно их глянцевую и коммерческую сторону — способ отвлечения людей от истинных проблем современности, которым нет разрешения.
В качестве литературного материала композитором были использованы легенда о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского и тексты из книги Экклезиаста. Подзаголовок «Действа» — «Я оглянулся и увидел все те несправедливости, что творятся под солнцем».
В роли Великого инквизитора выступит Георгий Тараторкин, а в роли Экклезиаста (он же Христос) — Даниил Спиваковский. Партию баса исполнит известный певец Дитрих Хеншель.
Это фигура автора, страдающего человека, за душу которого спорят дьявол и мессия, но в итоге оставляют его в темноте. Вокальная строчка прозвучит на немецком языке с русскими субтитрами. В концерте также примут участие Хор Академии хорового искусства имени Попова и ансамбль старинной музыки «Alta Capella».
9 марта, Большой зал консерватории
Программа этого концерта более традиционна, нежели предыдущие: будет исполнена Девятая симфония Бетховена. Нетривиальность её заключается в том, что мы сыграем симфонию в редакции Малера. Возможно, перед ней прозвучит сочинение современного автора или кого-то из классиков XX века, тематически связанное с Бетховеном.
12 апреля, Концертный зал имени Чайковского
Концертное исполнение оперы Штрауса «Саломея» завершит для меня этот московский сезон.
В главной роли выступит замечательная болгарская певица Александрина Пендачанска, которая участвовала в постановке «Руслана и Людмилы» в Большом театре, — она пела партию Гориславы в премьерном составе.
Это важный шаг для оркестра на пути освоения музыки ХХ века. Только в работе с певцами он раскрепощается, начинает дышать.
Не случайно в моих программах солистов-вокалистов не меньше, чем солистов-инструменталистов.
Публикацию подготовила Анна Ефанова