Владимир Мищук. Фортепианный вечер
театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»
16 марта, суббота, 19.00, Большой зал филармонии (Михайловская ул., 2)
Фортепианный вечер
Владимир МИЩУК
ЧАЙКОВСКИЙ. Большая соната соль-мажор
«Времена года»
Любители фортепианной музыки хорошо знакомы с творчеством Владимира Мищука, питомца петербургской фортепианной школы, выпускника Санкт-Петербургской Консерватории. Среди тех, кого Мищук называет своими учителями — Т.П. Кравченко, Д.А. Башкиров, а также цвет мирового пианизма — У.Г. Наборе, К.У.
Шнабель, Р.Тюрек, Фу Цонг, А. Вайсенберг, Л. Фляйшер; занятия с ними проходили в международной фортепианной академии на озере Комо в 1993–1995 годах.
Громкий успех пришел к Владимиру Мищуку на IX Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве в 1990-м году, где пианист завоевал серебряную медаль и специальный приз за лучшее исполнение сочинений П.И. Чайковского.
Пианист ведет активную концертную деятельность, выступая в залах венского «Мюзикферайна», парижских «Гранд-Опера», «Опера Бастиль» и «Шатле», миланского «Ла Скала», амстердамского «Концертгебау», берлинского «Шаушпильхауза», Мюнхенской филармонии, гамбургской «Альте Опер», дрезденской «Фраункирхе», токийских «Сантори», «Орчард», «Метрополитен», «Токио Сити Оперы», «Казальс—холла», Санкт-Петербургской филармонии и Капеллы, Большом и Малом залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки (Светлановский зал), Нью-йоркского Рокфеллер-центра, хельсинкского Дворца Финляндии и других.
30 июля » — самый известный фортепианный цикл П.И. Чайковского, состоящий из 12 пьес по количеству месяцев года.
Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н.М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл.
Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: "Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам.
Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю".
Следовательно названия пьес, то есть сюжетов — картинок были предложены композитору издателем.
При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. На обложке первого издания 1876 года были изображены 12 картинок.
Как позднее вспоминал брат Петра Ильича Модест Ильич Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь <…> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим понятным каждому человеку чувством, которое зовется любовью к жизни, наполнена музыка "Времен года".
Большая соната для фортепиано соль мажор была написана П. И. Чайковским в 1878 году и посвящена пианисту Карлу Клиндворту. Первым исполнителем Сонаты стал выдающийся пианист и друг Чайковского Николай Рубинштейн. Композитор высоко оценил исполнение пианистом своей сонаты, он писал Н.Ф. фон Мекк: «Я был просто поражен художественностью и изумительной силой, с которыми он играет эту несколько сухую и сложную вещь». Большая соната — наиболее крупное сочинение П.И.Чайковского для фортепиано, оно продолжает традиции большой романтической сонаты шумановского типа.
Известно, что Шуман был наиболее близким по духу композитором, одним из кумиров Чайковского.