«Воздушное покрывало поэзии»

За что кулинары любили балерин Алена Зайцева   В мире нет ни одной балерины, в честь которой кулинары назвали бы солянку, борщ или отбивную. Балеринам посвящают другие блюда – воздушные десерты, хотя углеводов в десертах не меньше, чем в отбивных. Кто и как изобрел уникальные десерты в честь балерин Анны Павловой и Мари Камарго, история умалчивает.

Но рецепты эти столь же волшебны, как и балет. Любимая птица Анны Павловой

Балерина Красовская вспоминала, как Анна Павлова танцевала вальс в «Шопениане»:

«Вальс начинался затяжной поддержкой. Партнер выносил танцовщицу в летучей позе с простертыми вперед руками и скрещенными ногами, вытянутыми в линию назад. Казалось, юноша не поднимал, а, наоборот, удерживал парящую в воздухе сильфиду.

И капризная сильфида опускалась, делала два осторожных шага, ступая с вытянутого, чуть касающегося земли носка, и неожиданно вновь устремлялась в воздух. Юноша осторожно прикасался к хрупким крылышкам сильфиды…»

А сама балерина говорила о себе: «На танец я всегда пыталась накинуть воздушное покрывало поэзии».

Особый поэтический талант Анны Павловой во всем его великолепии и силе проявился в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь», поставленной Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса. Впервые балерина исполнила этот танец в 1907 году, и он стал впоследствии неотъемлемой частью ее репертуара, превратившись в символ русского балета ХХ века.

Композитор Сен-Санс, лицезревший Анну Павлову в этом балете, воскликнул при встрече с балериной:

– Мадам, увидев вас в «Лебеде», я понял, что написал прекрасную музыку!

О ней же в роли Лебедя писала Анна Ахматова в своей «Поэме без героя»:

Но летит,
улыбаясь мимо,
Над Мариинской
сценой prima,
Ты – наш лебедь
непостижимый…

Лебедь и впрямь стал любимой птицей Анны Павловой. В ее лондонском имении Айви-Хауз несколько лет жил на пруду лебедь – белоснежный гордый Джек. Он ходил за ней по саду, как собачка, не боясь брать из ее рук лакомство.

Дягилевские «Русские сезоны» в Париже в 1909 году предварялись афишей с написанным Серовым портретом Анны Павловой. На этой афише балерина изображена в позе знаменитого, как говорили тогда, «певучего» павловского арабеска. Афиша стала буквально символом и эмблемой первых гастролей русского балета. А расклеенные по городу плакаты с рисунком Серова ночью срывали с афишных тумб молодые художники и уносили в свои студии.

Этими афишами торговали впоследствии на парижских набережных букинисты. И лебедь Павловой, можно сказать, плыл над водами Сены.

Костюм для «Лебедя» создавался по рисунку Льва Бакста. Павлова выплывала в белой пачке, украшенной лебедиными крыльями, и в маленькой шапочке из лебединых перьев. Большая рубиновая брошь пламенела у нее на груди, словно сгусток крови раненой птицы.

И десерт, носящий имя великой балерины. нарочито напоминает цвета этого легендарного костюма – белое безе, завершенное алой ягодой. Белоснежный лебедь с каплей алой крови на груди.

Две нимфы

Из ярмарочных парижских театров XVIII века вышли многие замечательные балерины. Одна из них Мария Салле, другая – Мари Камарго.

Грация Камарго приводила в восторг многих знаменитых людей того времени. Однако восхищавшийся ею Вольтер все же отдавал предпочтение мадам Салле:

Вы, Камарго,
блистательно стройны,
Салле же высшей прелести полна,
У вас шаги легки, у ней – нежны,
Во всем неподражаема она,
И если нимфы прыгают, как вы,
То грации танцуют, как она!

И все же Мари Камарго осталась в истории театра не только как великая танцовщица, но и как реформатор балетного танца и сценического костюма. Она первой из женщин стала исполнять сложные па, кабриоли и антраша, считавшиеся до той поры доступными только мужчинам-танцорам. Это усложнение техники танца потребовало, наоборот, облегчения костюма. Мари Камарго укоротила платье, устранила фижмы и тяжелый каркас.

А затем заменила обувь, убрав высокий каблук, мешавший выполнять пируэты.

Такой воздушной в легком костюме изобразил ее Никола Ланкре, чья картина «Танцовщица Камарго» хранится в Эрмитаже. Десерт Анна Павлова 4 яичных белка
150 г сахара
350 мл жирных сливок
1 ч. л. ванильного сахара
2 ст. л. сладкого белого вина
400 г черники
150 г малины
140 г ежевики
сахарная пудра.

Нагреть духовку до 110 С. Застелить два противня фольгой. Взбить белки до мягких пиков. Постепенно добавляя 150 г сахара, по 2 ст. л. за раз, продолжать взбивать смесь.

Белки должны стать плотными и блестящими.
Выложить меренги на противни восемью кругами диаметром 13 см на расстоянии 1 см друг от друга. Печь 45 минут. Выключить огонь и полностью остудить меренги в духовке.

Снять меренги с фольги.
Взбить сливки с обычным и ванильным сахаром до мягких пиков. Вбить в крем сладкое вино. Намазать меренги кремом, сверху разложить ягоды и посыпать сахарной пудрой.
Суфле Камарго Для суфле с фундуком понадобится:
100 мл молока
50 г жареного рубленого фундука
2 ст. ложки сахара
1 ст. ложка пшеничной муки
10 г сливочного масла
2 желтка
3 яичных белка.
Для суфле с мандаринами:
500 г сахара
400 г пюре из мандаринов
10 яичных белков
готовый бисквит
апельсиновый ликер для пропитки.

Для приготовления орехового суфле вскипятить молоко с сахаром, добавить муку, разбавленную небольшим количеством молока. Варить 2 минуты. Снять с огня и добавить масло, желтки, взбитые белки и орехи.
Для приготовления мандаринового суфле сварить из сахара сироп до стадии «треска». Добавить мандариновое пюре. Это разбавит сироп и доведет его до стадии «шарика».

Взбить белки в пену и добавить во фруктовый сироп.
Нарезать бисквит полосками и пропитать апельсиновым ликером.
Разогреть духовку до 160оС. Огнеупорную форму смазать маслом и присыпать сахаром. Вниз выложить ореховое суфле. Закрыть его бисквитом. Сверху выложить мандариновое суфле.

Поставить в духовку. За 2 минуты до готовности посыпать суфле сахаром и закарамелизировать его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *