Все для зрителя, все для артиста
Директор – как хранитель традиций в театре Геннадий АНИЧКИН
Он влился в жизнь Малого театра сравнительно недавно, но за полтора сезона уже стал своим. Долгий путь от инженерского кульмана до кабинета в «доме Островского» оказался вполне логичным и закономерным.
– Директор-распорядитель есть не в каждом театре, есть просто «директор». Но что должен делать человек на вашей должности?
– Театр работает для зрителя, а директор-распорядитель – для театра. Моя задача – обеспечить комфортную атмосферу для зрителей и создать достойные условия для творчества коллективу театра. Конечно, надо любить театр и ценить всех, кто в нем работает.
Это главное. У меня нет театрального образования, я по образованию инженер-строитель, но в новой деятельности мне поможет опыт работы в некоммерческом фонде «Филантроп», который вот уже двадцать лет занимается социокультурной реабилитацией инвалидов. Люди с ограниченными возможностями зачастую духовно куда крепче здоровых, но им нужна помощь.
Такую поддержку им оказывает премия «Филантроп», председателем Совета попечителей которой является Юрий Мефодьевич Соломин, художественный руководитель нашего театра. Именно после десятилетней совместной работы в рамках этого проекта Юрий Мефодьевич полтора года назад пригласил меня работать в театр.
– Малый театр – это коллектив с устоявшимися традициями. Удается ли вам привносить что-то новое, современное?
– Сохранение и развитие традиций – очень важный момент в жизни театра. Прежде всего, мы заботимся о зрителе, и именно для них мы организуем новые благотворительные акции. Одна из них называется «Всей семьей – в театр! Начните с Малого!» Родители, придя на спектакль в Малый театр, могут взять с собой бесплатно одного ребенка до 14 лет, ему будет предоставлено место и вручен памятный билет.
Театр – очень многогранное, всеобъемлющее искусство, и это лучший способ приобщить ребенка к культуре. После спектакля можно будет обменяться мнениями и впечатлениями, что немало способствует укреплению семьи. Кстати, эта акция осуществлена Малым театром при поддержке Общественного совета при префекте Центрального административного округа Москвы.
Еще одна инициатива театра реализуется специально для студентов. Она называется: «Второй университет! Второй билет!». Мало кто знает, что когда-то Малый театр назвали «вторым университетом» – после МГУ, ведь театр всегда не столько развлекал, сколько образовывал публику.
Сегодня любой студент – я подчеркиваю, любой, из любого российского города – предъявив студенческий билет, может получить второй билет на спектакль бесплатно и взять с собой друга или подругу, маму или бабушку. Помимо этих акций мы много работаем с пенсионерами, ветеранами, школьниками.
– Самая сложная публика, говорят артисты и служители театра, – это дети. Жвачки к креслам приклеивают…
– Мне сложно представить, что ребенок при родителях начнет делать такие вещи. Даже дома – он может быть шустрым, баловаться, но вот приклеивать, скажем, жвачку к телевизору…
– А школьные культпоходы? Подростки, приведенные целыми классами?
— Это непростая публика, что правда, то правда. Но мы не замечали каких-либо серьезных нарушений или разрушений. Бывает, шумят, когда их внимание не удерживается тем, что происходит на сцене.
Но это такой зритель, которого невозможно обмануть.
– Акции акциями, но театр теряет на этом немалые средства…
– Конечно, благотворительные акции экономически невыгодны, особенно в условиях финансового кризиса. Но ведь надо осознавать приоритеты. Для нас главное – зритель. С момента объявления наших акций, 1650 билетов были предоставлены бесплатно юным зрителям, а с 1 марта этого года 843 билета получили студенты. Это целых три спектакля на основной сцене!
С одной стороны это потеря денег, а с другой расширение зрительской аудитории Малого театра. И это важнее денег. Кроме того, в период, когда все цены растут, мы снизили стоимость билетов на 15%, чтобы люди могли пойти в театр и посмотреть желанный спектакль.
И все это стало возможным, потому что у Малого театра есть друзья! Я не говорю – спонсоры, а именно друзья, партнеры, которые могут поддержать в трудное время и помочь двигаться вперед.
Марк ВАРШАВЕР
Он работает в «Ленкоме» уже тридцать лет: в этом году как раз юбилей. Один из самых известных театральных директоров Москвы, кавалер орденов за заслуги перед Отечеством IV степени, ордена Дружбы, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ начинал карьеру с должности главного администратора.
– Изменился ли «Ленком» за минувшие тридцать лет?
– Конечно. Я пришел сюда в октябре 79-го, мне было 32 года. Все как везде: обшарпанные стены, минимальный бюджет – театры тогда особенно не отличались друг от друга в материальном смысле. Творчески отличались – это верно. Режиссеры тогда были, целая плеяда: Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, а молодой Захаров поставил тогда в Театре сатиры «Доходное место».
За эти тридцать лет, кстати, изменился и сам Захаров: Марк Анатольевич с каждым годом набирает все больше мудрости, опыта. Сегодня Захаров М.А. самый яркий и талантливый режиссер России. Я помню, как он горел «Юноной» и «Авось»: этот спектакль создавали Вознесенский и Рыбников, Шейнцис работал над декорациями. Настоящие большие спектакли всегда рождаются в муках, только упаси бог, не в поту: это же интеллектуальное творчество, а не заводской цех. И сам театр за три десятилетия стал глубже: чем «Ленком» интересен, так это тем, что Захаров сам воспитал несколько поколений артистов.
Мы не «нахватали» их откуда-то, не пригласили очередного «гения» из сериала. Вот, кстати, примета времени: слово «гений»! Когда я пришел в театр, гениев не было – даже слов таких не произносили ни Леонов, ни Пельтцер.
А сегодня – что ни артист, так «гениальный».
– В «Ленкоме» не просто труппа – оранжерея настоящая.
– Это вы «рецепт» озвучили. Актеров для труппы надо выращивать самим! Приглашенные сбегут завтра, если им где-то предложат больше денег. Свои – не уйдут, особенно если ими заниматься и если платить им по-человечески. И мы платим, причем платим достойно.
Между прочим, театр отремонтирован тоже не на дотацию государства. Причем отремонтирован так, что ахают все: не только зрители, но и сами артисты.
– Вы можете сформулировать, что должен уметь директор театра? Вопрос пусть наивный, но…
– Вопрос правильный. Если какой-то директор не сможет ответить на этот вопрос – не продолжайте с ним диалога. Вы знаете, у меня есть музыкальное образование, актерское, экономическое, театроведческое – и все они оказываются необходимы мне в работе.
Чем больше директор знает – об истории театра и организации работы в цехах до умения общаться – тем он профессиональней. У нас 350 человек в театре – от художника до уборщицы – и с каждым я обязан найти общий язык, найти к каждому ключ. В профессиональном смысле мне интересен человек, который умеет разговаривать, например, может добиться своего по телефону. Я бы сказал, что в нашей работе необходимы дипломатические навыки, да и навыки психолога тоже.
Директор – это человек, который любит актеров и заботится о театре, как о собственном доме. И еще: он обязательно должен быть артистом в душе. Как и любой работник театра, включая уборщиц, гардеробщиков, билетеров и др. – я всегда их на это настраиваю.
Они должны быть внимательными к зрителю, чуткими, даже если зритель неправ, даже если в драку лезет – и такие бывают случаи, особенно когда мы закрываем вход в зал после третьего звонка.
– За тридцать лет профессия директора, его обязанности изменились?
– Изменилось, пожалуй, одно обстоятельство: появилась возможность зарабатывать для театра и для коллектива. А в остальном, как прежде я понимал проблемы и вникал в процесс, так и сегодня вникаю. Я уверен, что артист должен хорошо жить. Если он талантлив – должен получать много, наделенный меньшим даром – соответственно и зарабатывает поменьше. Ничего не изменилось и в руководстве цехами, так же надо поддерживать чистоту в театре и около него.
Театр, по Станиславскому, начинается с вешалки, но я бы добавил: и с улицы. Фасад должен быть красивым, рекламные щиты – понятными, касса – удобной.
– Кстати, о кассе. Там на подходе к театру стоят дяденьки жуликоватого вида – спекулируют билетами…
– Как вы понимаете, дяденьки к нам не имеют отношения. А вообще, Марк Анатольевич очень радуется, когда я ловлю поддельные билеты. Всем показывает, гордится, что у нас такой театр, в который подделывают билеты.
– Если говорить об экономике, «Ленком» чувствует на себе последствия кризиса?
– Для многих театров кризис начался очень давно. И кризис этот связан далеко не только с экономикой, но и с творчеством. Чтобы делать хорошие спектакли, нужен хороший режиссер и хорошие артисты. Сейчас в Москве почти нет режиссеров, не говоря уж о несчастной периферии. Кризис творчества усугубляется тем, что зритель стал подготовленным, он хочет видеть хорошие спектакли, и ходить в хорошие театры, а его кормят антрепризами.
Я слово «антреприза» не люблю и надеюсь, что это начинание в массе своей умрет. В большинстве случаев вместо желания сделать хороший спектакль присутствует желание заработать, урвать, сляпать зрелище, взяв несколько популярных имен. А для «Ленкома» кризис не существует.
Во всяком случае, в творческом плане.