Всегда быть в маске

Лица легендарных ароматов Анастасия ТОМСКАЯ   В сегодняшний век рекламы у большинства духов есть лица – и лица эти выбираются с не меньшим тщанием, чем драгоценные ингредиенты. Кто смотрит на нас, потенциальных обладателей заветного флакона, с роскошных рекламных плакатов?.. Известные женщины, актрисы с мировыми именами, которые зачастую отдают их в залог суровому богу парфюма. Начало

В середине XVIII века Иоганн-Мари Фарина, житель Кельна, прославил свое имя и имя своего города в веках, придумав «Кельнскую воду»: отныне все ароматные жидкости зовутся «одеколонами», «eau de Cologne». Просветитель Вольтер отзывался о «Кельнской воде» с восторгом – мол, будит вдохновение. «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветы и травы моей родины», – говорил Фарина знакомым, не подозревая, что эта пышная фраза стала первой рекламой духов в мире. Но до роскошных цветных реклам было еще очень далеко.

Литографии Тулуз-Лотрека одним махом приблизили волнующий мир канканов, чулок и одеколонов к полной победе над зрителем-потребителем: не брезгуя сиюминутным, Лотрек превращал обыденные концерты в кафе-шантанах в самые настоящие события, а рекламу – в произведения искусства. А для гения начала века, парфюмера Франсуа Коти, работал художник Рене Лалик, создавая рисованные образы дамочек с тонкими шеями и огромными миндалевидными глазами на нежном розовом фоне. Но настоящая победа была впереди: дело в том, что почти одновременно с рождением Лотрека была изобретена фотография. И – свершилось: еще до Второй мировой войны на рекламах появились не только флаконы, но и живые, нерисованные лица.

Впереди планеты всей, как всегда, оказалась легендарная Шанель: в 1937 году появилась первая реклама Chanel №5: сама мадемуазель Коко стоит в роскошном интерьере, опершись на каминную полку, устремив победоносный взгляд куда-то вдаль.

Второй подобный опыт был создан в пятидесятых годах прошлого века: Юбер де Живанши, сочинив для Одри Хепберн аромат L`Interdit, начал уговаривать актрису сняться для фоторекламы духов. Та согласилась без промедления, подарив свое лицо нежному пудровому аромату.

Свобода или аромат!

Следующим, после самой Коко, лицом легендарного аромата стала Катрин Денев – и тут опять компания Chanel обогнала всех, первой позвав в услужение своему аромату известную актрису. В семидесятых годах прошлого века попытка сделать из Денев жрицу Chanel увенчалась успехом. Строгий черный свитер и пшеничные локоны на белой подушке; расстегнутый ворот рубашки и невинный взгляд; мужской костюм с черным галстуком-бабочкой и надменная улыбка: она везде была разной, но рядом с любым образом Денев неизменно присутствовал знаменитый плоский флакончик с прозрачной пробкой.

Сегодняшние гонорары звезд, согласившихся сыграть «роль аромата», оцениваются в миллионы долларов. Но суммы эти, хоть и велики, достаются непросто.

Дело в том, что актриса, отдавшая свое лицо и имя во власть аромата, как ни странно, сильно рискует, ибо фактически становится рабыней духов. Она обязана не только всегда пользоваться тем ароматом, который рекламирует, но еще и выглядеть именно так, как того хочет парфюмерная компания. Даже попадая в объектив папарацци, актрисе нужно быть свежей, как майская роза.

И конечно, она всенепременно участвует во всех акциях и рекламных турах. В общем, весталка парфюмерного Олимпа. В этом есть сомнительное и не вполне здоровое наслаждение – вроде того, что сыграла Эмманюэль Беар в картине Озона «Восемь женщин»: ее служанка Луиза все мечтала о подчинении своей хозяйке.

Беар, кстати, долгое время сотрудничала с Cristian Dior.

Нежные души

Молоденькая Эмманюэль, дочь известного французского шансонье Ги Беара, страшно переживала из-за собственной внешности. «Почему я такая некрасивая?» – с тоской спрашивала она себя, глядя в зеркало. Лягушачий рот, торчащие уши. Ужасно.

И все говорят ей: «Ты смешная», все, кроме бабушки. Вчера Эмманюэль обозвала учительницу и, не дожидаясь приглашения, сама убежала из класса, сегодня подралась с этим балбесом Этьеном, а завтра все будут ахать и сокрушенно мотать головами, когда она закурит настоящий «голуаз», сигареты парижских докеров…

Порой она будет совершать хулиганские поступки. Снимется обнаженной для обложки ELLE: номер с Беар раскупят за несколько часов. Примет участие в эротической съемке для альбома Cuba Libre. Актерская слава и звание одной из самых красивых женщин Франции обрушится на Беар внезапно, но она так и не поверит до конца в собственную неотразимость. Ее пытался раскрепостить режиссер Роберт Олтмен, но добился одного: укрепил в желании стать актрисой.

Она снималась для «Вога», но была уверена, что фотографов привлекает только ее силуэт. Поэтому, когда агенты Cristian Dior предложили ей сняться в рекламе парфюмерного гиганта, Беар долго не могла поверить, что они собираются снимать только ее лицо.

«Я очень застенчива, – говорит Эмманюэль. – Так трудно общаться с незнакомыми людьми, лучше я посижу дома и позанимаюсь с детьми». Dior разорвал с ней контракт из-за скандала: Беар посмела явиться на светскую вечеринку без макияжа. Лишившись этой работы, Эмманюэль только с облегчением вздохнула: «Это было так трудно – всюду ходить так, будто ты очень красивая женщина».

Нежный возраст

Молча расторгнутые отношения между актрисой и парфюмерной фирмой – явление довольно распространенное и, что греха таить, для актрисы довольно болезненное. Так Lancome поступил с Изабеллой Росселлини.

Дочь Ингрид Бергман и Роберто Росселлини, актрисы и режиссера, с детства знала, что продолжит династию. Яркая, сильная, она работала с Дэвидом Линчем, была замужем за Мартином Скорсезе, а глянцевые журналы оспаривали друг у друга право опубликовать ее фотографию на обложке. В 1982-м Изабелла согласилась подписать контракт с Lancome. Спустя год она развелась с мужем, но работа в кино и съемки для рекламы легендарной парфюмерии давали ей силы и энергию.

Увольнение из Lancome через неделю после 40-летия Изабеллы, оказалось пышным. Десятки букетов стали благодарностью за десять лет сотрудничества. Изабелла высказалась лишь восемь лет спустя: «Они прислали мне так много цветов, что мне казалось, будто я в морге. Я знала, что я для них мертва. Они даже говорили: будь благодарна, что продержалась так долго в нашем бизнесе».

Сегодня Росселлини – одна из самых успешных актрис мирового кинематографа, но давнишняя история до сих пор жива в ее памяти: «Понимаю, что реклама связана с продажей мечты, но я не уверена, что женщины мечтают о том, чтобы остаться юными. Я, например, нет. Я мечтаю быть элегантной и изысканной».

P.S. Миниатюрная история из жизни

Реклама духов – дело сложное, требующее не только знаний рынка, но и большого художественного вкуса. Оттого-то к ароматным историям все чаще привлекают известных актрис. Сегодня Лив Тайлер работает с Givenchy, Сиена Миллер – с Hugo Boss, Хиллари Суонк – с Guerlain.

Но Сhanel в очередной раз превзошел конкурентов. Дело в том, в этом году режиссер «Амели» Жан-Пьер Жене снял микрофильм «Ночной поезд» с Одри Тоту в главной роли. Лента длится две минуты и повествует о неожиданно вспыхнувшем романе по пути из Ниццы в Стамбул.

Героиня Тоту, конечно же, душится Chanel №5, ведь новое кино Жене – это рекламный ролик аромата, пережившего второе рождение в день своего 88-летия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *