Вычитание тела
«Русская красавица» Виктора Ерофеева в «Гоголь-центре» Павел РУДНЕВ В спектакле Жени Беркович многое удалось. Это полноценная, авторская работа, крепкая, выстроенная. И видна, прежде всего, актриса Екатерина Стеблина – главный инструмент в руках режиссера. С помощью почти монодрамы режиссер вместе с актрисой рисуют облик сложной, парадоксальной женщины – мученицы красоты.
Роль сделана значительно, подробно, интересно – в сочетании вязкого языкового рисунка, интонационно насыщенного словоговорения и острого пластического существования. Следуя Виктор Ерофееву, Беркович и Стеблина говорят о гибельности красоты в мире потребления, где женские добродетели, ресурсы душевной тонкости тратятся, истребляются, как тратится, никчемно убивается жизнь людей, заставших постсоветские 1990-е. «Вычитание тела», физическое изнеможение человека в условиях политических перемен – важная тема спектакля, находящая свой пластический рисунок.
Что слабо, на мой вкус? Слова цепляются за слова, и драматического напряжения на грошь — оно можно конструироваться только в артистах, но не в тексте, где не хватило драматурга. Беркович, за неимением постановочных средств, сама приготовила инсценировку, которая в целом ряде моментов спектакля подводит режиссера.
Многие монологи просто-таки утопают в словах, где становится видно, насколько Ерофеев склонен к графомании.
Но линия женщины явственно звучит, мощно: и зависимость женщины от физического тела, и тема красоты, которая становится объектом эксплуатации, и тема сексуальной куклы – миссия, отряженная «русской красавице» Ирке.
Остальные герои – их играют Анна Гуляренко и Вячеслав Гилинов – существуют в гротесковом амплуа, порой заходя на территорию клоунады. Беркович удалось гармонично развернутся в диалоге между старшим и младшим поколением артистов. Мир в лице этих пародийных персонажей лицедействует вокруг Ирки, куражится, взывает и бросает ее на полпути к ее несбыточному счастью.
Ее финальный монолог построен на эффекте «самоистребления»: нервный, импульсивный, «самоубийственный». Работа с актрисой – изумительна.