Вышел в свет Кёхель по Чайковскому
На днях вышел в свет уникальный труд — «Тематико-библиографический указатель сочинений Чайковского». Указатель представляет собой аналог указателя сочинений Моцарта, созданный Кёхелем, и является первым опытом в этом жанре в отечественной музыке (в Европе этот тип исследований существует 150 лет). Указатель выпущен предварительным очень маленьким тиражом для государственных библиотек на средства Российского Гуманитарного научного фонда при содействии Московского бюро ЮНЕСКО, далее он должен войти в Новое полное собрание сочинений Чайковского, которое осуществляется совместно с издательством Шотт в Майнце. Объем указателя — тысяча издательских полос, вес 3 килограмма, на его создание ушло 20 лет!
Редакция Belcanto выражает признательность одному из авторов Указателя, ведущему научному сотруднику Дома-музея П. И. Чайковского в Клину П. Е. Вайдман за предоставленную информацию.
Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского.
М., "Музыка", 2003.
124 печ. л., 97,75 учетно-изд. л.
Редакторы-составители: Вайдман П. Е., Корабельникова Л. З., Рубцова В. В.
Издание подготовлено Научно-издательской коллегией им. П. И. Чайковского при содействии Государственного института искусствознания, Государственного Дома-музея П. И. Чайковского, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки.
Издание выпущено при финансовой поддержке Московского бюро ЮНЕСКО и Российского гуманитарного научного фонда (проект № 03-04-16147д).
Тематико-библиографический указатель сочинений композитора как научно-справочный жанр утвердился в европейском музыкознании еще в XIX веке, начав свою историю с выхода в свет в 1862 году первого труда такого типа, созданного австрийским ученым Л. Кёхелем по наследию В. А. Моцарта. В русской музыкальной науке Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского — первое издание подобного рода. Цель и назначение данной работы в том, чтобы, используя богатый опыт европейской музыкальной науки, дать максимально полную картину огромного музыкального и литературного наследия П. И. Чайковского в сочетании с обстоятельным описанием источников текстов всех сочинений композитора, а также документов, раскрывающих историю их создания, первого исполнения, издания.
В Тематико-библиографическом указателе сочинений П. И. Чайковского учтены не только все результаты отечественной и мировой науки о Чайковском, но и заново обследованы все известные хранилища, архивы и библиотеки мира, впервые описаны огромные информационные пласты: рукописи композитора, авторизованные материалы, копии текстов, которые могут рассматриваться как источники при изданиях и исполнениях, прижизненные издания сочинений композитора в России и за рубежом, отечественная пресса, откликавшаяся на музыку Чайковского при его жизни. Приведены также указания на письма композитора, в которых раскрывается история того или иного сочинения, а также сведения о первых исполнениях и составе исполнителей.
Подготовленный Указатель превосходит по количеству информационных позиций и полноте описаний документов все известные мировые аналоги.
Указатель состоит из трех частей: "Музыкальные сочинения", включающие в себя сохранившиеся, несохранившиеся, незавершенные и замыслы композитора; то же — в разделе "Литературные сочинения", третья часть — приложения, в том числе описания записных книжек и эскизных тетрадей Чайковского, список отдельных неиспользованных набросков.
Одной из его задач на всех этапах работы была попытка создать наиболее полный перечень всех сочинений композитора, всех замыслов, незавершенных и несохранившихся, как музыкальных, так и литературных. Составление списка и дальнейшая систематизация по жанрам — одна из непростых задач, которую ставили перед собой авторы. Восстановлены подлинные авторские названия, возвращены утраченные посвящения и т.д.
Выявлены и также систематизированы ранее неизвестные творческие замыслы Чайковского. Описание каждого сочинения Чайковского шло по нескольким рубрикам.
Не компиляция сведений, фактов, документов, известных по прежним, в том числе и фундаментальным исследованиям — таким как "Музыкальное наследие П. И. Чайковского" (М., 1958), а полная ревизия по наличию, поиски и находки, переосмысление трактовок редакций, авторских версий — вот, что определяло направленность работы участников российского проекта, использовавших опыт зарубежных музыковедов, отечественного литературоведения, источниковедения и текстологии. Использованы результаты информационных баз, собранных в течение всего ХХ столетия в фондах Государственного Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Например, только у "Пиковой дамы" приведены и описаны около тридцати рукописей, взамен нескольких названий, фигурировавших в прежних изданиях. Первоначально в течение нескольких лет, а затем всего срока работы отслеживалось появление в мире новых творческих документов композитора.
Свыше 20 неизвестных ранее рукописей Чайковского обнаружено в хранилищах России и за рубежом. Каждый из документов описан подробно с цитированием основных вербальных помет. Обнаружены также и новые ранее неизвестные произведения Чайковского, которые были исполнены, в том числе и выдающимися музыкантами: дирижером В. И. Федосеевым, пианистом М. В. Плетневым.
В Указателе впервые проведен потактовый анализ всех цитат, заимствований и автозаимствований Чайковского. Описаны первые издания с цитатами титульных листов, представлены сведения по прижизненным изданиям в России и за рубежом. Приведены библиографические сведения по каждому сочинению и, практически, все отклики на каждое из них как столичной, так и провинциальной русской прессы, что порой составляет нескольких десятков наименований.
Тщательно исследовалась проблема движения текста каждого произведения Чайковского "в руках автора", то есть, выявлены и научно атрибутированы все авторские версии, редакции. Именно это обстоятельство и позволило разработать концепцию, и начать принципиально новое не только по названию, а по своей сути, Новое Полное собрание сочинений П. И. Чайковского.
Приведенные инципиты (преимущественно двухстрочные сводки) выполнены строго по авторским текстам, в симфонических, сценических произведениях, кантатах, хорах — по всем частям и только по партитурам с указанием количества тактов, что является частью концепции исследования. Поэтому, кстати говоря, удалось избежать ряда погрешностей, которые возникают при использовании для этой цели разного рода переложения для фортепиано оркестровых партитур.
Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского максимально полно представляет творческое наследие композитора, систематизированное по жанрам, внутри по хронологии, что дает впервые за более чем вековую историю бытования этих музыкальных и литературных произведений всю картину возникновения, исполнения, изданий сочинений великого музыканта, музыкального критика и писателя, переводчика и педагога.