Выстрел дуплетом
Старая и новая сцена Александринки показали, на что способны Евгения Тропп Открытие Новой сцены Александринского театра вновь, после недавнего открытия Мариинки-2, превратило Санкт-Петербург в место паломничества театральных людей из столицы и заграницы. 15 мая в проходном дворе между площадью Островского и набережной Фонтанки всем многочисленным гостям было представлено новое театральное пространство. С явным удовлетворением хозяева подчеркивали, что комплекс зданий аккуратно и разумно вписан в окружающую среду (архитектор Юрий Земцов – специалист по решению такого рода сложных градостроительных задач), выстроен на основе старинных мастерских Александринки (кирпичные стены сохранены и очень стильно выглядят в сочетании со стеклом и металлоконструкциями). Кроме того, стройка длилась меньше трех лет, завершена с опережением графика, и благодаря сокращению срока работ даже удалось сэкономить 18 млн. рублей из выделенной суммы ассигнований. Какое-то невероятное чудо в нашей действительности, в которой нормой стали долгострой, разворованные бюджеты, протесты горожан.
Как только ты попадаешь в пространство Новой сцены, поднявшись по застекленной, парящей над землей лестнице сразу на второй этаж, понимаешь, что уходить отсюда не хочется.
И дело не только в удобстве и элегантности планировки и оформления (автор дизайна внутренних помещений – Массимо Алвизи), но и в том, что этот комплекс уже на открытии не производил впечатления необжитых холодных стен: здесь кипела работа! Сновали деловые и собранные молодые волонтеры с планшетными компьютерами в руках, во всех помещениях сосредоточенно трудились специалисты (видеоинженеры, операторы, звукооператоры огромного количества навороченной новейшей техники, которой насыщен театрально-культурный комплекс), а гости с ошарашенными лицами вовсе не слонялись кто где, а были подвергнуты четко спланированной «обработке».
Мы все сразу на себе испытали то, что Новая сцена – это не просто театр, а образовательный центр. При входе каждому был вручен билет определенного цвета с цифрой от 1 до 7. И соответственно полученному номеру маршрута каждый зритель присоединялся к экскурсионной группе, в составе которой потом путешествовал по всем трем частям комплекса. Дорогу указывали стройные высокие девушки в форме стюардесс, а экскурсию вели профессора, доценты и аспиранты СПбГАТИ, известные критики и театроведы (самую первую группу вел лично ректор Академии, профессор Александр Чепуров, советник худрука Александринки Валерия Фокина).
Во время прогулки гости побывали в учебном корпусе (там все коридоры выкрашены в ярко-красный цвет, наверное, чтобы студенты не дремали), посмотрели аудитории и учебную сцену. Уже этим летом совместно с Академией театрального искусства будет произведен первый набор в магистратуру, и к обучению приступят 20 студентов разных театральных специальностей, из которых будут сформированы творческие команды по 5 человек. По идее Валерия Фокина впервые в новой России театровед-драматург, режиссер, художник-постановщик, художник-технолог и продюсер будут учиться театральному делу вместе и общими усилиями сочинять и создавать спектакль (подобный метод применял Мейерхольд в КУРМАСЦЕПе – Курсы мастерства сценических постановок в Петрограде).
Из учебной части мы перешли в медиа-центр, технологическое оснащение которого позволяет проводить открытые лекции и мастер-классы он-лайн, что, несомненно, поможет в учебном процессе. Далее в лифте с прозрачными стенами поднялись на самый верхний этаж, побывали в репетиционном зале, по размерам точно повторяющем размеры главной сцены, и в самом финале очутились как раз на ней. На всех площадках в это время нон-стоп происходили театральные действа, мимо которых экскурсанты вынуждены были проходить, не задерживаясь дольше, чем на минуту, а в залах при этом находились зрители – в основном, студенты театральной Академии.
И только в завершение пути экскурсанты имели возможность увидеть целиком спектакль на главной площадке (это была работа Русского инженерного театра АХЕ). Надо отметить, что Новая сцена «открывалась» в течение всего дня. Очередная «порция» публики приходила каждые два часа, вновь отправлялись экскурсионные «рейсы», повторялись спектакли, а маршруты варьировались: кто-то все же посмотрел не только АХЕ, но и иные работы, а также прослушал лекции на темы «Народ», «Россия», «Герой», «Власть» и оперу Александра Маноцкова «Пророки».
Форум-открытие (как называет эту масштабную акцию режиссер Андрей Могучий, который должен был возглавить Новую сцену, но, как известно, в марте стал худруком БДТ) готовился долго. Многое из того, что происходило 15 мая, придумывалось в лабораторных условиях фестиваля ТПАМ (Театральное пространство Андрея Могучего). Замыслы отбирались таким образом, чтобы художественная акция как можно лучше продемонстрировала возможности той или иной площадки комплекса.
А объединяющей все разнородные события фигурой был выбран Достоевский. Вся программа носила название ТЦ «Достоевский». Из манифеста: «Мы начнем тестирование Новой сцены с ключевой фигуры цивилизации, носителя кода нации – Достоевского. «Священные коровы» культуры превратились в бронзовые изваяния.
Наша цель – вырвать их из безмолвного кокона, очистить от налипшей ритуальной патины. Мы берем духовные, болезненные, кровоточащие идеи Достоевского и имплантируем их в бездушную матрицу интернета».
Работа с текстами Достоевского тоже началась в лаборатории Могучего и продолжилась в процессе подготовки к запуску Новой сцены. Все мероприятия – перфомансы, спектакли, лекции, инсталляции, народные чтения романа «Преступление и наказание» (через интернет) – были связаны с Достоевским. Так, темой «Наказание» занимались на учебной сцене, в Театре Текста. Там 4 молодых драматурга (Наташа Боренко, Татьяна Рахманова, Ася Волошина и Юрий Урюпинский) импровизационно создавали текст общей пьесы.
Каждый из них сидел за своим ноутбуком и писал реплики за своего персонажа. Этот текст выводился на большой, во всю стену, экран. Таким образом, благодаря интернет-трансляции и специально написанной для проекта компьютерной программе, зрители могли увидеть процесс создания пьесы и даже, при желании, стать его участниками. По замыслу устроителей, это новый вид театра – без актера, без режиссера, без интерпретаций.
Ничего, кроме рождающегося текста.
Тему «Справедливость» интерпретировала в медиа-студии режиссер Валерия Суркова по тексту драматурга Натальи Ворожбит. Оператор снимал актрис Викторию Ротанову и Юлию Марченко в специальном павильоне на зеленом фоне, а изображение тут же транслировалось на соседнюю стену, на экран, где обрабатывалось и соединялось с любым необходимым фоном, так что фигуры персонажей возникали уже в виртуальной реальности. Студия не предполагает мест для зрителей, так как предназначена для съемок фильма, а не для показа спектаклей, но несколько человек смогло расположиться на лесенках и в узком проходе, так что по окончании каждого этапа «съемки» актрисы все-таки аплодисменты слышали.
Тему «Милосердие» исследовал проект режиссера Анны Еремеевой в Скайп-театре (репетиционный зал). Актриса Алеся Михайлова в роли современной Сонечки Мармеладовой читала свой монолог и общалась с несколькими мужчинами, соединившимися с ней по Скайпу. Каждый из них видел только
ее, а она видела их всех одновременно на большом экране. В зал в качестве публики могли попасть только женщины, мужчины же имели возможность смотреть на происходящее только из коридора, опять-таки благодаря новым технологиям. Кстати, за всем, что творилось в этот день на Новой сцене, благодаря нескольким десяткам веб-камер, выводящим изображение в сеть, могли, не выходя из дома или из офиса, не отрываясь от экрана айфона, наблюдать пользователи всемирной сети.
Разумеется, всем проектам было дано осуществиться только благодаря работе многочисленных программистов, 3D-дизайнеров, видеохудожников, художников по свету и прочих специалистов. На Новой сцене уже собраны профессионалы, о которых в традиционном театре, может быть, даже не слышали. А в дальнейшем осваивать все фантастическое богатство новых технологий придется с большей интенсивностью: Андрей Могучий признается, что пока возможности не использованы даже на 10%. Да и о том, каковы они, эти возможности, известно далеко не всё…
Конечно, можно заявить, что если красота и может спасти мир, то техника театр точно не спасет. Но даже самым ярым скептикам, я думаю, должен был прийтись по душе спектакль АХЕ «Выбор». Он наглядно продемонстрировал великолепные технические возможности сцены-трансформера, но при этом оказался художественно содержательным, да и никак не отменял исконные театральные компоненты.
И актеры, и ихперсонажи, и публика – всё было на своих местах!
В программке спектакля приведены знаменательные слова: «Лавинообразное развитие и повсеместное внедрение новых технологий подталкивает современного художника к их художественному осмыслению. По нашему глубокому убеждению, техногенная среда должна быть подчинена воле артиста. Это единственное, что может спасти общество от рабского, заискивающего обслуживания вычислительной техники и коммуникационных устройств».
Свободные художники, а не рабы компьютера – такими предстали создатели спектакля (таким был их «Выбор»).
Материалом послужили страницы романа «Преступление и наказание», описывающие последние минуты жизни Свидригайлова. Пока зрители
рассаживаются, 17 актеров и актрис, одетых в светлые костюмы, бродят по площадке, каждый в своем ритме и состоянии, сосредотачиваются и настраиваются на игру, как музыканты перед концертом. Выделяется черным костюмом персонаж бородатого Максима Исаева (видимо, он – Достоевский, демиург здешнего космоса). После того, как приглушается свет, все артисты очень быстро, ровно за одну минуту (мы видим на заднике-экране электронные часы, ведущие обратный отсчет секунд), одновременно показывают каждый свой мини-этюд, характеризующий душевные метания Свидригайлова перед самоубийством.
Все это, разумеется, фиксируется камерами – каждый актер снимается отдельно. Дальше в течение 17 минут все эти соло-спектакли разыгрываются уже последовательно, один за другим. Каждый из исполнителей оказывается в каком-то определенном месте площадки, пол под ним поднимается (или опускается), ведь сцена состоит из 12 подвижных квадратных или прямоугольных плунжеров.
Эти двигающиеся площадки постоянно кардинально меняют рельеф, выстраивая огромные ступени, мгновенно обнося сцену высокими барьерами, внезапно открывая яму в центре… Как будто невидимый пианист играет на гигантском фортепьяно, и под его пальцами возникает упоительно красивая пространственная музыка!
Каждый актер произносит несколько фраз Достоевского, которые он использовал для создания своего этюда; в это время на задник-экран транслируется запись с видеокамеры, которая засняла этот этюд в первую минуту спектакля, а все артисты на сцене пластически откликаются (не копируют, не повторяют в точности – а именно отзываются своими движениями на действия того, кто в этот момент оказывается в центре внимания). Изображение актера на экране становится в том числе и своеобразной динамической сценографией, потому что целая картинка создается сразу всеми составляющими – тем, что мы видим на видеопроекции, движением актеров на площадке, изменением рельефа, светом… Черный пол все время изменяет цвет (актеры то и дело в причудливом порядке переворачивают, как бы листают, черные «половицы» и они оказываются белыми, а на них проецируется текст романа), а музыка композитора Ника Судника звучит постоянно, организуя ритм, создавая атмосферу.
Все трансформации пространства, тонко разработанные пластические переходы, перемены в игре описать невозможно. Один из восхитительных моментов – повисшие на длинных резиновых ремнях книги, парящие в воздухе, как птицы над пропастью. При этом ватага артистов, бодрых, энергичных, умелых, с радостью осваивающих сцену как идеальный станок для игры, напоминала артистов Мейерхольда, работающих на конструктивистской установке Любови Поповой к «Великодушному рогоносцу»…
И еще одно открытие: несколько артистов за ту минуту, что им была отведена в действии, не просто показали изобретательный, ассоциативно насыщенный этюд на тему больного сознания Свидригайлова, но и продемонстрировали, как они прониклись природой чувств героев Достоевского. У Евгения Анисимова прозвучали ноты князя Мышкина. Алиса Олейник на мгновение дала увидеть целую вереницу несчастных и гордых «достоевских» девочек – от униженной и оскорбленной Нелли до Лизы Хохлаковой. Гала Самойлова, мучительно меряющая шагами квадратную впадину, словно могилу, и Наталья Шамина, замершая на плунжере, как на постаменте, одним намеком показали тех героинь – от Настасьи Филипповны и Грушеньки до Дуни Раскольниковой – которых они могли бы воплотить.
Заявки на роли готовы! В зале на открытии присутствовали десятки режиссеров из разных городов, надеюсь, кто-то из них непременно эти заявки примет…