Забытая травести

  Мария БАБАНОВА (1900–1983)

Многие замечательные актрисы начинали свой путь с травести. Среди них – Мария Бабанова , прославленная актриса театра имени Мейерхольда, а позже театра Маяковского.

Маленький рост и высокий голос были главными условиями для того, чтобы полжизни играть роли мальчиков и девочек. И хотя от природы Бабанова была полноватой, с каждой своей ролью она справлялась грациозно. Среди ее ролей был и несчастный китайчонок из спектакля 1926 года «Рычи, Китай» (театр имени Мейерхольда). Роль была эпизодической, но по воспоминаниям современников, именно на нее зрители приходили смотреть по нескольку раз. Мальчик, затравленный режимом, пел под занавес песенку на китайском языке, а затем, взяв самую высокую ноту, вешался в знак социального протеста.

И все же не всякий зритель был готов воспринимать такого рода сценические трюки. В дирекцию театра приходили письма с требованием «остановить повешение на сцене». Очевидно, их писала та часть публики, которая, не дожидаясь закрытия занавеса, покидала театр, чтобы скорее принять успокоительное. Сама же Бабанова много лет спустя с иронией вспоминала о своем трюке:

– Я рукой находила петлю, которая уже была заготовлена, а на мне были надеты лямки, – и в это время брала самую высокую ноту, которая почти обрывалась, такая была высокая. И тут темнота, и я в это время прыгала вниз, и, когда зажигался свет, я качалась уже как труп. Вот и вся история, остальное – легенды.

С годами маленький рост стал вредить Бабановой. Мальчиков и юных невест играть уже она не могла, а взрослыми ролями режиссеры не баловали. И все же Бабанову спас ее кристально детский голос, который сохранился до самой старости. Уже на пенсии она озвучивала детей в радиоспектаклях.

Это на ее «Маленьком принце» выросло не одно поколение слушателей.

Лидия КНЯЗЕВА (1925–1986)

Она из тех людей, кто не стремился прославиться. И все же ее популярность была широка. В Московском Театре юного зрителя она прослужила без малого сорок лет, переиграв за это время несчетное количество мальчиков, девочек и подростков. В отличие от многих травести, она никогда не желала переходить на взрослый репертуар. «Куда с моим росточком советских героинь-то играть?» – с иронией повторяла она.

Все ее герои – сказочные персонажи. Первые роли актрисы были «женскими», она сыграла Красную шапочку в пьесе Е. Шварца, Козетту в спектакле «Отверженные», Олю в «Королевстве кривых зеркал». Однако особенно ей удавались роли мальчиков (Федя в «Павлике Морозове», Петя в «Именем революции», Принц в «Будьте готовы, ваше высочество» и др.). В своих персонажах она растворялась и всегда щедро наделяла их новыми качествами. В этом ей помогало общение с детьми.

Если на дворовой площадке у мальчишек вдруг укатится мяч, – могла подбежать и ударить по нему ногой.

После съемок в кино (сыграла обезьянку Чичи в «Айболите-66»), ее стали узнавать на улице. Но она ужасно стеснялась своей популярности и не знала, как отблагодарить в ответ. «Давайте, я вам пропуск на спектакль достану?» – словно извиняясь, предлагала она.

До конца своих дней Князева так и не обрела качества, свойственные многим народным артистам. Коллеги не раз повторяли: «Лидочка, ну, подойди к режиссеру, попроси новую роль». А она только молча расстраивалась, когда не давали играть. Просить она не научилась, сохранив детскую искренность и, как отмечали коллеги, хрустальность.

Сегодня это имя, к сожалению, почти забыто. О Князевой напоминает лишь крохотная справка в энциклопедическом словаре.

Валентина СПЕРАНТОВА (1904–1978)

Легендарные детские роли создала и Валентина Сперантова, всю жизнь прослужившая в Центральном Детском Театре. Среди них – образ Вани Солнцева в спектакле «Сын полка» В.Катаева. Позже Сперантова вспоминала о своих мальчишеских ролях:

«Меня всегда увлекало героическое в детях… Та огромная степень эмоционального напряжения, в которой почти постоянно пребывает 12–13-летний человек».

Среди таких ролей Сперантовой – Панюшка («Единая боевая», А.Бруштейн), пионерка Птаха («Клад» Е.Л. Шварца), Ганя Семушкин («Дом №5» И.Штока), Шура Бадейкин («Красный галстук» С.Михалкова) и др.

«Чтобы дать образ мальчика или девочки, я никогда не начинала с того, что воображала себя этим мальчиком или девочкой», – говорила Сперантова. От себя, от взрослого ощущения жизни возникал у нее точный возраст персонажа. Актрисе были чужды внешняя броскость, характерность.

Она любила общаться с детьми – своими зрителями, и это общение выработало профессиональную точность манер, повадок подростков.

Однако ей в отличие от Бабановой везло и на роли взрослых героинь. После войны Сперантова создала целую галерею бабушек и теток в советском кинематографе, от «Шумного дня» до «Большой перемены».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *