Заложники системы

Административные конфликты в театре все чаще заканчиваются «поражением» творческих людей Ольга СЕРЕГИНА   Вчера «НИ» писали о новом конфликте в Театре имени Маяковского. Занявший в мае этого года пост художественного руководителя театра Миндаугас Карбаускис написал служебную записку на имя главы департамента культуры Сергея Капкова с просьбой вмешаться в проблемную ситуацию, возникшую в театре (в частности, речь шла о несложившихся отношениях с директором Евгенией Куриленко).

Заложники системы В послании говорилось, что, если Карбаускису не позволят работать с молодыми кадрами, он сложит с себя обязанности худрука. Вчера стало известно, что режиссер отозвал свое заявление, однако на этом непростая ситуация в «Маяковке» не исчерпана.

Наезды на государственную систему отбора художественных руководителей начались не вчера. Ее противники указывают на катастрофическое положение с ротацией кадров, абсолютную незащищенность даже самых именитых российских худруков (чего стоят изгнание Анатолия Васильева из созданного им театра «Школа драматического искусства» и уход Юрия Любимова из Театра на Таганке). Противники существующей системы государственных репертуарных театров апеллируют массой примеров со всех концов российского пространства, доказывающих необходимость ее полной реорганизации вплоть до упразднения.

Ее умеренные сторонники считают, что хотя система и нуждается в обновлении, но отменять ее страшно. В качестве обнадеживающих фактов приводят недавние назначения Юрия Бутусова в Театр Ленсовета и приход Миндаугаса Карбаускиса в Театр Маяковского, когда лучшие режиссеры поколения сорокалетних получили свои театры (как когда примерно в том же возрасте возглавил БДТ Георгий Товстоногов, а во МХАТ пришел Олег Ефремов).

Возможно, именно потому, что позитивные примеры в отечественном театре крайне немногочисленны, так обостренно воспринимаются любые сигналы о неблагополучии. Административный конфликт в Театре Маяковского буквально взбудоражил Москву, поскольку за последнее время все привыкли, что рядовые конфронтации внутри театра легко могут закончиться катастрофой. Для многих эксперимент в Театре Маяковского стал не только надеждой на возрождение еще одного театра, но и своего рода лакмусовой бумажкой проверки всей российской системы театров. Может ли молодой, талантливый и амбициозный режиссер-лидер дать новое дыхание театру, долгие годы пребывавшему в художественной стагнации? Есть ли механизмы защиты таланта в условиях сложившейся репертуарной системы?

Можно ли заставить их работать? Всегда ли власть на стороне театральной администрации или иногда в качестве исключения она может стать на защиту художника? Ведь о том, что режиссура профессия штучная, а хорошие режиссеры и вовсе редкость, – в последнее время приходится все настойчивее и безуспешно напоминать.

Конфликт в «Маяковке» еще не исчерпан, на нем рано ставить точку. Но острота всеобщего отклика показала, что для многих он выходит за рамки частного и единичного случая, а важен как модель взаимоотношения театра и власти, – модель, которую сейчас новому главе столичного департамента культуры придется выстраивать заново.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *