Запретное искусство
Почему режиссеры лишены своих авторских прав? «Театрал» задал этот вопрос экспертам Одиночество Мастера
Валерий Яков, главный редактор журнала «Театрал» и газеты «Новые Известия»
Поздняя осень дышит холодным одиночеством и нагоняет сырыми промозглыми ветрами мысли не о вечном, а о грустном. В том числе и о безрадостных театральных скандалах, которые тешили публику по весне и летом то в одной, то в другой труппе.
Театр имени Станиславского, «Маяковка», «Таганка»…Вряд ли удастся припомнить другой такой сезон, столь урожайный на изгнание режиссеров. И именно этот сезон с особой остротой еще раз напомнил о давней проблеме режиссерского бесправия. Бесправия на собственное творение – будь то отдельный спектакль или даже целый авторский театр, который неразрывно связан с именем Мастера. Как всегда была связана «Таганка» с Любимовым, театр Фоменко – с Фоменко, театр Васильева – с Васильевым, «Ленком» – с Захаровым, театр Розовского – с Розовским, Виктюка – с Виктюком… Там играли и продолжают играть звездные актеры, там много народных и еще больше заслуженных, но истинные театралы всегда идут к Мастеру.
И даже восхищаясь игрой народных или начинающих, говорят о Мастере и восхищаются школой. Духом. Стилем.
Энергетикой… И даже после ухода Мастера не за порог, а в вечность вспоминают не о его народных и заслуженных, а о его театре. Как о театре Эфроса или Товстоногова, или Вахтангова…
Великие имена остаются в истории российского театра вне зависимости от режимов, вертикалей, тандемов и законодательных актов. Даже лишенные права на свое творение и забытые государством, которое с легкостью забывает всех, за исключением властей предержащих, великие режиссеры и не очень великие – они всегда одиноки. В этом их сила, если безмерно талантливы, как Любимов, Фоменко, Захаров… И в этом их беззащитность перед государством и труппой. Особенно если талантливы менее. Но великое одиночество великих имен убеждает нагляднее любых параграфов, что как бы глупы ни были наши законы и как бы бездушна ни была власть, с одинаковой легкостью игнорирующая права человека и права Мастера, история все расставляет по своим местам.
И о ликах власти забывают, и о режимах, и о труппах, а Имя основателя театра остается. Если он, конечно, Мастер. Пусть даже и бесправный.
Сергей Арцибашев:
– Выступай не выступай по этому вопросу, а строгого закона нет. Не верьте, если вам говорят, будто профессия режиссера независима. Это стереотип, потому что театр сам может вводить других исполнителей, менять рисунки, музыку и прочее, может распоряжается твоим произведением, как хочет.
Как режиссерам защищать свои права – вопрос сложный. Вот, например, художники-постановщики в свое время создали свой Союз, который теперь следит за соблюдением законов. А театральные режиссеры объединяться в Союз (или Гильдию) отказались, поэтому авторские права художников защищены, а у режиссеров прав нету.
Получается, что режиссеру сегодня свои права, свою индивидуальную творческую работу и фиксировать нечем. Недавно я убедился в этом.
Владимир Андреев:
– Это вопрос сколь простой, столь и непростой, потому что все зависит от ситуации, от тех задач, которые ставит перед собой режиссер. Если он хочет забрать свою постановку, если он наказывает коллектив – это одно, а если он забирает, потому что ему это нужно для личного дела, для собственного творчества, то это другое. Ситуация диктует поступки. Но существует еще и морально-нравственный аспект.
Не защищены ведь не только режиссеры, но и художественные руководители театров. Мы вообще периодически оказываемся в одиночестве – в одиночестве по отношению к коллективу, к властям, и наступает такой момент, когда понимаешь, как ты беззащитен. И еще важный момент: редко когда режиссер относится объективно к другому режиссеру: «Ах, я поставил бы по-другому, ах, я талантливей, современней, чем тот-то…» Нет такого понятия единства режиссерского цеха – нет, и никогда не было!