Зажгли «Ангелом»
Нынешние гастроли Большого театра в Лондоне — событие историческое: балет отмечает 50 лет со дня своего первого триумфа на английской сцене, а опера выступает на сцене королевского театра «Ковент-Гарден» впервые после пятнадцатилетнего перерыва. В гастролях участвует главный дирижер Большого Александр Ведерников, опытные солисты Владимир Маторин, Татьяна Ерастова, а также молодые, но уже популярные в России и Европе певцы Михаил Казаков, Елена Манистина, Максим Пастер.
25 июля гастроли открылись постановкой ранней оперы Прокофьева «Огненный ангел», написанной по мотивам одноименного романа Валерия Брюсова. В советские времена о постановке произведения, героине которого чудится, что ее преследуют демоны и сам дьявол, не могло быть и речи: «Ангел» слыл образцом формализма и мистицизма. Опера появилась на русской сцене лишь в 1990-х.
Сначала в провинции, потом в Мариинке, поставившей и записавшей «Ангела» на CD.
Московскую постановку осуществила Франческа Замбелло, американский режиссер итальянского происхождения, известная как один из самых востребованных постановщиков современного музыкального театра.
Открытие гастролей и последовавший за ним прием в российском посольстве почтили своим присутствием принц Майкл Кентский и Маргарет Тэтчер. В своих благожелательных откликах, приличествующих случаю, они отметили мастерство российских артистов. Действительно, сложнейшую музыкальную ткань «Огненного ангела» Александр Ведерников постарался преподнести максимально выразительно.
Он тщательно подчеркнул все необычные звуковые находки Прокофьева и выигрышно преподнес солистов: Татьяну Смирнову (Рената) и Бориса Стаценко (Рупрехт), самоотверженно передающих переживания героев, воплощенные в труднейших вокальных партиях, а также колоритную артистичную Ирину Удалову (хозяйка гостиницы) и перспективных молодых солистов театра тенора Максима Пастера (Мефистофель) и баса Вадима Лынковского (Инквизитор).
Действие «Огненного ангела» в постановке Замбелло разворачивается в экспрессионистском пейзаже: растерзанные на куски дома, зеркально-красный пол, зеленоватые сполохи, клубы дыма (сценограф Георгий Цыпин). Персонажи, перемещаясь по сцене, образуют асимметричные группы, вписанные в «картинку».
Каких-либо признаков конкуренции между Большим театром и Мариинским, который в этот же день открыл гастроли своей балетной труппы на сцене «Колизеума» по соседству с «Ковент-Гарден», в Лондоне не ощущается. Само это явление в здешней обстановке практически невозможно: публики хватает на всех, зрительской заинтересованности и благожелательности — тем более. Артисты же о конкуренции не думают.
Ее не спровоцировала даже очередь за шашлыком на приеме в российском посольстве, где, мирно беседуя, все стояли вперемежку.
Ярослав Седов