«Ждем, ждем, ждем, мешая водку гвоздем!»
Нынешний театральный сезон в Санкт-Петербурге можно назвать «сезоном ожиданий» Татьяна ТРОЯНСКАЯ, Санкт-Петербург Сергей Шнуров на сцене Мариинки. Опера Г. Берлиоза «Бенвенуто Челлини» Активный поиск новой режиссуры и драматургии в Петербурге продолжается. Руководители театров именно в этом видят так необходимые перемены. Появление ярких спектаклей дает надежду, что так оно и будет, но, возможно, в следующем сезоне. А пока… выражаясь словами Бориса Гребенщикова: «Ждем, ждем, ждем, мешая водку гвоздем!» Сезон 2007–2008 годов убедил всех в том, что 21 век требует от руководителей театров прежде всего организаторских способностей.
Это необходимо для того, чтобы привлечь в театр публику, которая до этого момента не желала иметь никакого отношения к этому виду искусства.
Михайловский театр, он же оперы и балета им. Мусоргского, возглавил Владимир Кехман. Догнать и перегнать Мариинку – главная цель, о которой сразу же заявил бизнесмен, до этого никогда не занимавшийся вопросами театра.
Руководство оперой Михайловского Кехман поручил Елене Образцовой, а балет бывшему солисту Мариинского Фаруху Рузематову. В результате в репертуаре появились оперы, перенесенные из Италии, и новая версия балета «Спартак» с участием живых тигров.
Валерий Фокин, руководитель Александринского театра в новом сезоне продолжил обновление репертуара бывшего императорского. Сам он выпустил в новом сезоне «Женитьбу», удовлетворившую вкусы как заядлых театралов, так и тех, кто в силу юного возраста и иных интересов, бывает в этом храме искусства крайне редко. Удачным экспериментом стал режиссерский дебют в Александринке Олега Еремина в качестве режиссера. В длинном коридоре на седьмом этаже Александринского он поставил авангардный спектакль «Муха», соединив произведение Корнея Чуковского и Иосифа Бродского.
А до этого Еремин сыграл начинающего режиссера Константина Треплева в спектакле «Чайка» в постановке Кристина Люппы.
Главный режиссер Большого Драматического театра Теймур Чхеидзе, активно ставящий русскую классику совместно с театральным фестивалем «Любимовка», в этом сезоне объявил конкурс на лучшие современные пьесы. Молодые драматурги принялись за работу, в надежде, что их творения будут поставлены в БДТ, а Теймур Нодарович в этот момент выпустил «Дядюшкин сон» по Достоевскому с блистательными Басилашвили и Фрейндлих.
Театр-фестиваль «Балтийский Дом» устроил подарок всем фанатам повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Эра Зиганшина и Игорь Скляр сыграли главные роли в постановке Игоря Коняева, которым, стоит отметить, остался весьма доволен автор культового произведения.
В репертуаре театра «Приют Комедианта» в новом сезоне появилась «Дама с камелиями». Постановка Вениамина Фильштинского с хореографией Сергея Грицая и музыкой Сергея Курехина уже признана самой стильной. «Глубокое синее море» в том же «Приюте Комедианта» – продолжение режиссерского опыта Александра Баргмана. Буквально через месяц на сцене музея-квартиры Достоевского известный артист, а теперь уже и режиссер выпустил еще одну премьеру.
Пьеса финского драматурга Мики Мюллюахо «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва» представляет собой смесь «Секса в большом городе» для мужчин и пьесы Ясмины Реза «Арт» и имеет все шансы стать гимном для мужчин среднего возраста.
Малый драматической театр, выпустив в прошлом сезоне глобальный спектакль по роману Гроссмана, в новом устроил небольшой перерыв. На камерной сцене театра Европы Олег Дмитриев выпустил «Тень стрелка» Шона О Кейси, а сам Додин без особой шумихи представил шекспировские «Бесплотные усилия любви».
В Театре сатиры на Васильевском острове в этом сезоне появился главный режиссер. Анжей Бубень обновил труппу театра и поставил два спектакля, заставившие обратить на него внимание театральной критики. Постмодернистское «Русское варенье» по Людмиле Улицкой и «Саранча» по одной из самых популярных пьес сербской писательницы – две удачи не только заслуга драматургов, но и постановочной группы. Кстати, произведение сербской писательницы в новом сезоне поставили также в Театре им. Ленсовета.
Бывший Открытый театр в этом году тоже обрел главного режиссера. Им стал москвич Гарольд Стрелков – в декабре прошлого года в Театре им. Ленсовета он поставил «Испанскую балладу» Фейхтвангера с Семеном Стругачевым в главной роли.
Давно не заявлявший о себе театр на Литейном буквально перед закрытием сезона выпустил настоящий театральный деликатес. Спектакль Олега Куликова с участием Сергея Дрейдена и начинающего актера Евгения Чмеренко – гимн театру. Списки на его посещение уже расписаны на новый сезон.
Но это удовольствие лишь для гурманов.
Руководителя Мариинского театра позабавило заявление Кехмана «перегнать Мариинку». По словам Валерия Гергиева, слишком много работы было проделано прежде, чем бывший Кировский снискал мировую славу. Но на этом маэстро тем не менее не собирается останавливаться. Чтобы привлечь новую публику в театр, а может быть, и дать свой ответ тиграм из «Спартака», Гергиев одобрил предложение молодого режиссера Василия Бархатова пригласить в Мариинку солиста группы «Ленинград». Сергей Шнуров сыграл скульптора и ювелира в старости в опере Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини».
Петь рок-звезде на этот раз не пришлось, а вот его фанатам пришлось постоять в очереди в кассу концертного зала Мариинского. Рок-звезды в опере, тигры в балете… то ли еще будет в следующем сезоне. В общем «ждем, ждем, ждем….»!
Сергей ШНУРОВ: «Мариинский театр и группа «Ленинград» занимаются абсолютно одним и тем же делом – расширяют границы сознания. Сцена – она ведь всегда сцена, будь то маленькая пивнуха или знаменитый Мариинский театр. Она требует одного и того же, и если ты действительно актер, тебе должно быть все равно, где играть. Что касается Бенвенуто Челлини, то известно, что он всегда носил с собой ножик.
Я тоже ношу – вот и сходство в биографиях».
Игорь МАСЛЕННИКОВ, кинорежиссер: «Вот, к примеру, был на премьере «Женитьбы» Валерия Фокина. Не хочу обижать режиссера, но с какой стати он перенес действие классической гоголевской пьесы на ледовый каток? Актеры произносят диалоги, катаясь на коньках.
Все было бы ничего, но ведь они же не фигуристы. Некоторые вообще еле-еле на льду стояли: зритель следил не за игрой, а все ждал, когда кто-нибудь наконец грохнется. Все эти формалистские эксперименты на самом деле полнейший абсурд».