Жемчужины Дома музыки
Московский международный дом музыки с каждым сезоном прирастает новыми идеями и, соответственно, новыми программами. В особенности большого успеха его менеджмент по части креатива добился в последние два-три сезона, когда разнообразие интересных предложений на всех трех сценах этого масштабного центра искусств стало просто поражать воображение.
Возможности Дома музыки таковы, что классические программы остаются превалирующими в его деятельности, однако это не мешает давать самую широкую палитру музыкального и театрального искусства, в том числе представлять коллективы, исполнителей, манеру и стили, весьма далекие от канонов академизма.
ММДМ стремится быть не просто разным, но у него успешно получается быть еще и интересным. Помимо традиционных абонементов, которые существуют здесь уже давно, есть в арсенале Дома музыки и тематические «многосерийные» программы, объединенные одной идеей, куда у организаторов получается включить самые разных исполнителей, самые разные творческие манеры и индивидуальности. Пожалуй, с этой точки зрения в сегодняшней столице Дом музыки – место уникальное, со своим лицом, со своей концепцией, со своей моделью концертной деятельности.
Совершенно уникальной программой одарил москвичей и гостей столицы ММДМ в первый летний месяц. Начало отпускного сезона естественно обращает наши взоры на юг, в сторону ласкового моря и ярких красок курортов, среди которых по нынешним временам Средиземноморье держит неоспоримое первенство. Но для тех, кто по разным причинам еще остается в Москве, Дом музыки… пригласил жаркое Средиземноморье в свои залы! И получился настоящий фестиваль искусств стран региона – грандиозный, разнообразный, живой.
За первые две недели июня в Светлановском и Театральном залах дома музыки было проведено девять прекрасных вечеров.
По техническим причинам, к сожалению, не состоялось лишь одно мероприятие (а то было бы десять – для круглого счета!): до Москвы не добрался театр оперы и балета из турецкой столицы Анкары с балетной постановкой «Гарем». Замечательной изюминкой всех вечеров были шикарные дегустации яств и напитков, какие предлагает богатая и абсолютно полезная для здоровья разнообразная кухня народов Средиземноморья.
Фестиваль «Жемчужины Средиземноморья» познакомил посетителей Дома музыки с искусством народов Испании, Португалии, Италии, Хорватии и Греции. Испанская тема естественно была представлена танцем фламенко: два вечера Светлановский зал был захвачен огненными ритмами этого искусства.
На открытии фестиваля выступил знаменитый коллектив Урсулы Лопес со своим «Фламенко-шоу», а четырьмя днями позже программу «В ритмах испанских кастаньет» там же показали Кармен Иньеста и Гонзаго Куинтеро.
Искусство Италии услаждало слух москвичей аж три вечера. Опера и Италия – синонимы, и, разумеется, без великого искусства бельканто обойтись было совершенно невозможно.
Но на этот раз фрагменты оперных шедевров прозвучали абсолютно необычно – в джазовой интерпретации, которую предложили Фурио ди Кастри и Антонелло Салис в своей феерической программе «Il vino all’Opera». Во второй итальянский вечер группа «Pietrarsa» с необыкновенным драйвом представила традиционные неаполитанские песни – и мы услышали истоки народного итальянского искусства, его самые корни, а не лощеную мелодическую красивость, с каковой принято ассоциировать неаполитанскую песню, исполняемую обычно оперными певцами. Исконные звуки юга Италии оказались грубыми, мощными, резкими, бьющими наотмашь.
Третий вечер был посвящен итальянскому блюзу и стал местом встречи итальянских и российских музыкантов, работающих в этом стиле. Группа «Аура» Алексея Колосова выступила с замечательными итальянцами Роберто Чиотти и Фабио Костантино.
Братья-славяне в лице хорватских музыкантов гостили в Доме музыки, подобно танцорам с Пиренеев, два вечера.
В первый из них выступил джазовый оркестр «Elvis Stanic Group» со своими композициями, а во второй – Загребский филармонический оркестр, чей концерт стал единственным на всем фестивале чисто академическим мероприятием (об этом Belcanto уже рассказывал своим читателям).
По одному вечеру было отдано музыкантам Португалии и Греции. Завораживающие звуки фаду, вечно с тоской глядящих в океан где-то там, на краю Европы, на краю цивилизации песен любви и печали привезла в Москву мировая звезда этого стиля Кристина Бранко.
Совсем другие настроения царили на закрытии фестиваля: жизнерадостный грек Яннис Коцирас если и грустил, то очень нежно и ласково; основной же лейтмотив его песен – здоровый оптимизм сынов и дочерей Эллады, страны, прародительницы всей европейской цивилизации, остающейся, несмотря на все трудности, землей благословенной, землей доброй шутки и житейской мудрости, веселья и настоящего гостеприимства.
С уверенностью можно сказать, что фестиваль «Жемчужины Средиземноморья» удался на славу: и сама идея замечательна, и ее воплощение оказалось весьма привлекательным, подарившим московским зрителям-слушателям незабываемые впечатления, встречу с горячим и искренним искусством юга Европы.