Жизнь по закону любви
Урок толерантности от «Театра простодушных» Анна ИВАНОВА, Фото Анатолий МОРКОВКИН По поводу людей с синдромом Дауна в нашем обществе до сих пор существует масса предрассудков. Их считают умственно-отсталыми, необучаемыми, не способными испытывать глубокой привязанности, тяжелыми инвалидами. Но это не так.
Люди с синдромом Дауна не являются больными. В данном случае синдром означает лишь набор признаков. Действительно, эти люди похожи чертами лица, особенной, чуть тягучей и невнятной речью, поведением, но каждый из них обладает уникальной индивидуальностью, способностями и талантами, делающими их личностью.
Опыт московского «Театра простодушных» – лучшее тому подтверждение. «Театр простодушных» был создан в 1999 году артистом театра и кино Игорем Неупокоевым вместе с членами ассоциации «Даун-синдром».
– Все началось случайно, как мне тогда казалось. Однажды с санатории я познакомился с группой, у которых были дети с синдромом Дауна. «Ты же актер, поставь с ребятами какую-нибудь сказку» попросили они. Я сделал с ними «Дюймовочку» и был просто потрясен их органикой и необычностью.
Спектакль был сыгран, все разъехались по домам. Казалось, что на этом вся история могла бы и закончиться. Но Игорь все вспоминал своих новых знакомых, необычные артисты не выходили у него из головы.
И в . До последнего момента он сомневался в своей затее и иногда даже считал все это страшной авантюрой.
– Я думал – речь у ребят плохая, они не актеры, будут ли они убедительны? Но спектакль на наших глазах состоялся. Премьера была в мае на сцене «Театра.Doc.» после этого я его больше не репетировал.
Только прогон в день спектакля и все.
Спектакль «Приходите завтра! Или капитан Копейкин» был принят публикой неоднозначно. Ведь нигде до этого московский зритель не видел на сцене таких актеров.
– Я наслушался многого. Одни мне говорили: «зачем вы это делаете, это кощунственно». Другие просто игнорировали. Но я не видел в этом никакого кощунства.
Потому что в обычной жизни люди с синдромом Дауна зачастую сидят взаперти в своей квартире и все. Мы не хотим ничего о них знать, а они ничего не знают о нас. Но сцена это место, где мы можем встретиться и немного лучше узнать друг друга. Павел Флоренский как-то говорил: «Если законы природы железные, то законы нравственные – алмазные».
Здесь на сцене демонстрируется и железный закон природы, что да, Бог судил, что ты такой. Но тут же демонстрируется и сила нравственного закона, который сильнее. Мы же отчасти преодолеваем этот недуг.
И демонстрируем иной закон – закон мировой нравственности. И зрители видят, что оказывается, у людей с синдромом Дауна есть способности, они интересны и как личности и как исполнители. Потому что главное в драматическом искусстве – сам человек. Какой он есть. Да, он плохо говорит, но на сцене мы можем увидеть его самого, его индивидуальность.
Мне хотелось, чтобы зритель увидел их не в болезни, не в слабости, а преображенными, красивыми, в пространстве художественного образа. Так все и случилось.
После премьеры о «Театре простодушных» заговорили. Актер Сергей Макаров был приглашен на роль в фильме Г.Сидорова «Старухи», за которую получил приз «Золотая роза» на фестивале «Кинотавр», актриса Елена Чумакова играла в радиосериале «Дом 7, подъезд 4». У театра появились друзья, поклонники, люди, которые оказывали помощь и поддержку.
Игорь начал работу над новым спектаклем.
– Я выбрал пьесу М.Гиндина «Зверь». Действие ее разворачивается после мировой катастрофы. Герои – люди мутирующие. Органика этих персонажей, отличается от органики современного человека, это идеально легло на моих исполнителей.
Кроме них в спектакле играет профессиональная актриса Ольга Чудайкина и я. И вот нам с ней приходилось эту мутацию играть. А они не играют. Немного деформированная речь, странная пластика, необычность в поведении, в реакциях, это ложится на роли и на материал. А мы играем эту странность.
Было тяжело, но нам пришлось это найти. Сначала мы стеснялись, но постепенно нам удалось вписаться в этот спектакль, хотя порой я чувствую, что они нас с Ольгой переигрывают.
Спектакль «Зверь» сильно отличается от «Капитана Копейкина». Если Копейкин – спектакль-балаган, то Зверь – скорее философская притча. Ее персонажи странны, ситуация абсурдна, но как ни удивительно, когда смотришь спектакль, постепенно начинаешь чувствовать, что все это про тебя. Три человека – муж, жена и их дочь бредут по пустынной земле.
Но кроме борьбы за выживание у них есть цель – найти друга для своей дочери.
– Дело в том, что главные ценности в жизни человека неизменны. Что есть главное в судьбе человека? Это любовь друг к другу. Я вспоминаю слова Бальмонта: «Слова любви, не сказанные мною, в моей душе горят и жгут меня». Эти люди живут уже в «пост-апокалипсисе».
Они не помнят, кто они и откуда взялись, они потеряли культуру, цивилизацию, но у них осталась потребность в любви. И живая душа человека подсказывает ему путь спасения. Это главная идея пьесы. Любому человеку необходимо любить и быть любимым. Независимо от того, образован он или нет, интеллектуален он или нет, природа человека требует этого.
Если это не воплощается в судьбе человека, он умирает, потому что нет смысла жить. Душа начинает вянуть. И если человек не находит отклика своей любви, слово любви начинает сжигать человека изнутри. Поэтому я взял эту вещь.
В нашей повседневной жизни это не так остро. Мы очень избалованы и капризны. Мы все выбираем: «сначала я люблю тебя, разлюбил, найду другую». А там нет выбора.
Если отец с матерью поссорятся и разойдутся в разные стороны по этой пустыне, то погибнут они оба и дочь их погибнет. И любовь – единственное условие выживания и это во все времена.
Репетировать второй спектакль было уже проще. Игорь понимал нюансы работы со своими артистами, да и они в свою очередь многому научились. Это позволило Игорю сделать новый шаг. Параллельно с репетициями «Зверя», он организовал детскую театральную студию при Сретенском монастыре. Для постановки он выбрал сцены из Короля Лира и Гамлета.
А на площадке на этот раз соединил артистов «Театра простодушных» и детей из студии, обычных московских школьников. Так родился спектакль «Два Шекспира».
– Мои «простодушные» играют актеров, которые приезжают в Эльсинор и разыгрывают сцену «мышеловка», а также Полония и Горацио. Остальные роли исполняют обыкновенные дети. Получилось, что концепция «Театра простодушных» не нарушена. Дети они ведь тоже простодушные. И их ансамбль одной сцене дает искренность совершенно иного уровня.
Здесь помимо художественных задач происходит процесс интеграции – когда обычный ребенок работает с человеком с синдромом Дауна. Конечно, взаимодействовали они по-разному. Некоторые дети фыркали, но зато парень, который у нас играл Гамлета, всегда приходил и со всеми здоровался за руку.
Я считаю это очень полезно для обыкновенных детей. Они учатся уважать другого человека, даже если он не похож на него самого
Все эти годы не были безоблачными. До сих пор у «Театра простодушных» нет своего помещения, статуса. Это тяжело не только потому, что негде репетировать, хранить декорации и играть, нечем платить за аренду, работу осветителя и звукорежиссера.
Несмотря на все, Игорь продолжает работать. По его словам сил для беготни по инстанциям и выбивания помещения у него нет, но зато уже к осени он планирует выпустить новый спектакль.
– Это пьеса Алексея Михайловича Ремизова «Прения живота со смертью». Она написана ровно сто лет назад. Это реконструкция старинного театрального лубка, воссоздание средневековой мистерии. Там мало текста, много движения, все символично. На моих артистов это здорово легло.
Вообще та искренность, с которой работают мои актеры, очень меня греет. Я иногда работаю с профессиональными актерами, и я вижу, какая между ними огромная разница. Это совершенно несопоставимые вещи.
Мне с ними и труднее и легче одновременно. Почему? Потому что они не играют, они не несут тот драматический рисунок роли, который несет профессиональный артист. Когда я смотрю им в глаза, я вижу что они не работают, они просто живут. Шиллер сказал – человек играющий есть человек во всей его полноте.
В каждом из нас есть потребность играть, причем не только в детстве. А в наших вечных детях с синдромом Дауна, потребность эта есть еще в большей степени, чем в нас повзрослевших. И через игру на сцене они могут раскрыться, расшевелить свою душу и обрести себя.
Театр это то, что помогает им состояться как личности.
Для Людей с синдромом Дауна театр – это бОльшая часть их жизни. Это окно в мир, потому что большей частью они изолированы от общества. И наличие официального статуса помогло бы самим артистам иметь хотя бы небольшой заработок, ощутить себя людьми с профессией, интегрироваться в нашу жизнь.