Жрица на мотоцикле
Арпад Шиллинг рассказал о кризисе одной семьи и целого общества Ольга ЕГОШИНА, Вена Когда четыре года назад Арпад Шиллинг распустил свой театр «Кретакор», объявив о своем разочаровании в возможностях театрального искусства, – многим казалось, что мировая сцена навсегда потеряла одного из своих сталкеров и забияк. Однако после нескольких лет молчания Шиллинг, откликнувшись на предложение руководителя театра «Трафо» Дьюри Сабо, вернулся к своим политическим спектаклям, поставив несколько спектаклей под общим названием «Трилогия кризиса», которые рассказывают историю одной венгерской семьи. Третья часть трилогии с успехом была показана на Wiener Festwochen. Когда Маяковского спрашивали, в чем цель его политических стихов, он отвечал: «Сказать сволочам, что они сволочи!» Венгерский режиссер Арпад Шиллинг вполне мог бы повторить фразу нашего поэта.
Цель «сказать всем сволочам, что они сволочи», – всегда была привлекательна для одного из ярчайших представителей политического театра. «Трилогия кризиса» рассказывает о среднестатистической венгерской семье Гат, и их выживании в сволочном мире. Первая часть посвящена сыну – Балажу, вторая – отцу семейства, психоаналитику. Наконец, третья итоговая часть, носящая подзаголовок «Священнослужительница», рассказывает историю матери семейства.
Разочаровавшись (как и сам постановщик и автор текста Арпад Шиллинг в сценической профессии), бывшая актриса отправляется в школу-интернат в глухую деревню вести занятия практической психологии, носящей немецкой название – «dramapadagogik». Сейчас это довольно модное направление в западной психологии и психиатрии, предполагающее помощь игровых практик в решении разного рода психологических и даже физиологических проблем.
К работе над постановкой Арпад Шиллинг привлек профессиональных актеров и реальных детей. В Венгрии спектакль играется в школах и гимназиях.
Постановка начинается уроком физкультуры: бодрой трусцой по кругу бегают неуклюжие и старательные подростки, тщательно выполняя команды: «нале-направо!», «стоп», «бегом»… В мирное занятие врывается шум мотоцикла, со сцены в зал ползут отвратительные выхлопные газы, а всех раздражающая мотоциклистка снимает шлем и оказывается новой школьной учительницей. Урок физкультуры сменяется уроком «драмы». И вот притихший зал слушает разнообразные, красноречивые и достаточно ужасные истории детей из семей, которые принято называть неблагополучными.
Арпад Шиллинг сознательно довольно надолго оставляет непроясненным: рассказывают ли дети психологу и залу свои реальные истории или «играют» придуманные режиссером сценарии. Пока, обращаясь к фестивальному залу, юный исполнитель не бросит с вызовом: «Ну и что с того, что этот несчастный ребенок – это не я сам? Вам уже на него наплевать?»
Надо сказать, что дети в этой постановке существуют прекрасно, полностью подтверждая тезис, что кошку и ребенка на сцене не переиграть никому. К сожалению, рядом с их естественной непосредственностью вдруг проявились многочисленные театральные штампы взрослых исполнителей. Особенно пострадала роль протагонистки. Мама Гат в исполнении Лиллы Шарошди. Истеричная, фальшивая в любой своей реакции – смеется ли она над остроумными ответами учеников, или скандалит с маленьким сыном – эта мадам Гат с самого начала вызывает зубную боль.
Испытываешь подлинное облегчение, когда неизбежное разворачивание сюжета приводит ее к конфликту с коллегами (прежде всего с учителем закона Божьего отцом Лоландом), а потом и с детьми.
Не думаю, что неприязнь к главной героине входила в планы режиссера, но личностный звук исполнительницы довольно многое переакцентировал в замысле спектакля. Пытаясь расшевелить и раскрепостить детей, приезжая учительница слишком многое разрушает в их картине мира, слишком многие традиционные ценности ставит под сомнение, недостаточно зная, чем их заменить. Пытаясь научить детей быть сильными, эта «священннослужительница» культа прогресса сама внутренне слаба, зажата, несчастна.
Она рассталась с мужем и не может найти понимания со своим единственным маленьким сыном, который тоскует по Будапешту и рвется к отцу.
Дети – ярые консерваторы, ненавидящие любое покушение на привычную картину мира. При этом дети чувствуют фальшь и внутреннюю слабость в любом человеке как чувствуют животные. Приехавшую учительницу изгоняет не только педагогический коллектив – ее отвергает и детское сообщество. Любимая ученица с размаху бьет по мотоциклу учительницы, так что у машины отлетают пластиковые надкрылья: убирайтесь отсюда поскорее!
Без вас будет чище!
…Арпад Шиллинг предоставляет зрителям возможность самим оценивать эксперимент и степень его удачности.