«Зимний путь» или карточный домик?

В конце сентября в Концертном зале Мариинского театра в рамках года Германии в России выступили немецкие музыканты — сопрано Кристина Шефер и пианист Эрик Шнайдер.

Судя по разнообразному списку исполненных оперных партий на лучших сценах и фестивалях, таких как Метрополитен-опера, Парижская опера, Зальцбургский фестиваль, Кристина Шефер (Christine Schafer) весьма востребованна в оперной индустрии. Певица поёт в мессах Баха, ораториях Генделя, операх Моцарта, Доницетти, Верди, Рихарда Штрауса, Берга, Шёнберга, постоянно выступает с сольными концертами.

Также впечатляет и её дискография, среди которой — полное собрание песен Шумана и Шуберта.

В Петербург Кристина Шефер привезла вокальный цикл Франца Шуберта «Зимний путь», эталонная запись которого в исполнении легендарных Дитриха Фишера-Дискау и Святослава Рихтера известна большинству музыкантов. Дополнительный интерес подогревало и то обстоятельство, что Шефер — ученица Фишера-Дискау, а значит — продолжательница высоких традиций камерного исполнительства.

Окрашенный трагическими, мрачными настроениями, наполненный чувствами тоски и скорби, цикл, состоящий из 24 песен, сочинён Шубертом незадолго до смерти. Слова Вильгельма Мюллера вложены в уста отвергнутого невестой юноши, который начинает свой последний путь в полном духовном одиночестве.

Кристине Шефер перевоплощение не удалось. Она пела по-немецки аккуратно, верно интонируя, местами весьма лирично, в её арсенале — большая гамма оттенков пиано и пианиссимо. Но этого было явно недостаточно, чтобы раскрыть весь трагизм и философскую глубину шубертовского шедевра. В малоинтересном по тембру голосе не прослушивались ноты подлинных чувств романтического героя, в нём не было страсти.

Это исполнение можно признать скорее добротной иллюстрацией нотного текста, нежели конгениальной шубертовской музыке интерпретацией зрелого мастера.

Ещё меньшее впечатление произвёл пианист Эрик Шнайдер (Eric Schneider). В биографической справке музыканта указано, что он выступает как солист, записывает сольные диски. Странно… Более чем скромный артистический темперамент, если не сказать «зажатость», однообразное туше, отстутствие исполнительской воли не оставляли сомнений в том, что перед нами — представитель многочисленной армии вокальных концертмейстеров среднего уровня.

Мы ничего не имеем против важной музыкальной профессии, но «Зимний путь» — произведение для голоса и фортепиано, в котором оба элемента как минимум равнозначны. Только большой пианист способен выстроить форму полуторачасового цикла, задать верные темпы, расставить нужные смысловые акценты. Если этого не происходит — цикл разваливается как карточный домик на составляющие элементы, что, к сожалению, и произошло на выступлении немецких артистов.

Фото: Hiroyuki Ito / Getty Images

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *