«Золотая Маска»
триумфы и разочарования Юлия ЧЕЧИКОВА Каждый год этого события ждут с особым трепетом и театральные деятели, и публика – «Золотая маска» всё-таки самая престижная и авторитетная премия среди себе подобных. Но в каждом сезоне сценарий повторятся – насколько насыщена яркими событиями широкомасштабная программа фестиваля, настолько скучна и утомительна процедура вручения «Масок», какой бы режиссер не брался за её организацию. В этот раз такое непростое дело поручили Нине Чусовой. В день награждения Гостиный двор стал похож на площадку модных показов – виновников торжества разместили по секторам, их объединила со сценой красная дорожка, своей длиной напоминавшая модельный подиум.
Нынешнюю 17-ю церемонию решили не разбавлять театральными действами, в результате чего все «Маски» удалось раздать за два часа.
Мариинскому театру жюри присудило четыре награды. Лучшими в своих номинациях стали балерина Екатерина Кондуарова (партия Анны Карениной в одноимённом спектакле) и певица Елена Жидкова (Юдит в опере Белы Бартока «Замок герцога «Синяя Борода»). Также был премирован Пол Браун за лучшую работу художника в музыкальном театре.
Самой значимой «Маской» в копилке «Мариинки» стала победа в номинации «Лучший оперный спектакль» постановки Джонатана Кента «Женщина без тени». Самого режиссёра на церемонии не было, поэтому приз пришлось принимать певице Ольге Сергеевой, которая, к слову, среди претендентов на призы не фигурировала.
Оперные деятели «Большого театра» также были обласканы вниманием жюри. Нашумевшая постановка самой сложной в мировом репертуаре оперы «Воццек» не смогла не заслужить уважения и восхищения критиков и экспертов. В итоге спектакль стал победителем в трех номинациях – «Лучшая работа режиссера в оперном театре» (Дмитрий Черняков), «Лучшая работа дирижера» (Теодор Курентзис), «Лучшая работа художника по свету» (Глеб Фильштинский). Труппа «Воццека» явно рассчитывала на более богатый улов, о чем не смог умолчать Теодор Курентзис. «Я хочу посвятить эту «Маску» Георгу Ниглю и Марди Байерс (оба поют главные партии в спектакле. – ред.). Я считаю, что Нигль – лучший в мире Воццек.
Поэтому, Georg, his is for you. Mardi, it’s yours», — сказал дирижёр. Стоит добавить, что для самого Курентзиса эта награда очень значима по нескольким причинам. По большому счету он мог бы получить аналогичный приз ещё в 2005-м году за «Аиду», но тогда «Маску» отдали Александру Анисимову из музыкального театра в Ростове-на-Дону.
Кроме того, Большой театр до этого момента никогда не получал «Маску» в «дирижёрской» номинации.
Легендарная «Александринка» также не осталась без призов – лауреатские награды получили: Андрей Могучий за режиссуру спектакля «Изотов», Александр Шишкин за «лучшую работу художника» в том же спектакле, и Дамир Исмагилов за работу со светом в постановке «Гамлета». Для Михайловского театра выиграл «Маску» американский тенор Нил Шикофф (Элеазар в опере «Иудейка»), ставший лучшим, по мнению жюри, среди оперных певцов. Балетная мужская премия также отправится в город на Неве – её увёз Леонид Сарафанов за партию в современном одноактном балете «Quatro» на музыку Милко Лазара.
В драматическом театре награды распределились так: лучшим спектаклем малой формы был назван «Триптих» Мастерской Петра Фоменко. Полностью оправдала все прогнозы постановка вахтанговцев «Дядя Ваня» – его режиссёр Римас Туминас и Ко принял приз за «лучший спектакль большой формы». Целая плеяда российских театральных звезд (Владимир Симонов, Людмила Максакова, Владимир Вдовиченков, Сергей Маковецкий) играет в трактовке Туминаса совершенно обновленного Чехова, тонкого и нервного. И тут вызывает недоумение решение жюри обойти стороной чуть ли не самую лучшую роль Маковецкого в театре. «Маску» в итоге присудили его коллеге Игорю Гордину за работу в спектакле по Достоевскому «Кроткая в ТЮЗе». Ольга Яковлева была названа лучшей драматической актрисой – она блестяще сыграла роль Бабушки в спектакле «Обрыв», МХТ им.
Чехова).