Зрители первого ряда
Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы: «Не тороплюсь с покупкой билета» Мало кто об этом знает, но я очень люблю театр. Причем не только академический, но и экспериментальный. Это прекрасно, когда художник выражает свою творческую задумку в неожиданных для зрителя формах, поражая его воображение, но, тем не менее, наводя на вечные истины.
Работать театральным режиссерам, не участвующим в постановках антреприз, становится все сложнее, поскольку проводимая в России реформа театра странным образом пытается поставить искусство на коммерческие рельсы. Очень глупы те чиновники, которые полагают, что в сферах искусства, культуры, науки, образования можно достичь рыночной конкуренции и заставить творцов зарабатывать самостоятельно. Господа хорошие, это просто невозможно, поскольку театр – это тончайшая субстанция, которую, чуть тронь, можно порушить.
Я знаю, что у чиновников хватило здравого смысла не рубить сплеча, но очевидно, что точка в этой истории еще не поставлена.
Тем не менее, несмотря на все административные препятствия, русский театр продолжает жить и дышать. Я редко бываю зрителем первого ряда, стараюсь сидеть подальше, чтобы, помимо сцены, видеть еще реакцию зрителей на происходящее. Был в восторге от посещения Большого театра, когда туда вернулась «Мадам Баттерфляй», на сей раз в постановке Роберта Уилсона. Чрезвычайно насыщенное зрелище, которое, к сожалению, стало скорее исключением.
Ведь Большой, на мой взгляд, зачастую принимает на своей сцене малохудожественные постановки, которые как раз иллюстрируют положение вещей в отечественной культуре.
Приятным было возвращение на русскую сцену тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». Прошлой осенью я попал в Петербург, на церемонию вручения премии «Золотой Софит». И мне довелось увидеть художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева.
Он заслуженно получил награду.
Внимательно продолжаю следить за творчеством Алисы Бруновны Фрейндлих. После юбилея она стала выходить на сцену с еще более серьезными ролями. Я читал о том, как она играет роль подростка, который только начинает жить, познает действительность.
Это поразительно, что ей удается быть такой молодой духом, стойкой, всегда интересной и запоминающейся.
С большим уважением отношусь к Петру Фоменко… Сожалею, что очень давно не был в Театре на Таганке. Время от времени о новых работах Любимова слышу по телевизору и от близких.
Но для похода в такое место нужно время и соответствующее состояние души. Поэтому я пока не тороплюсь с покупкой билета, но обязательно это сделаю, когда представится стоящая возможность.
О многих талантливых молодых ребятах, например о Гришковце, слышал краем уха, и их творчество мне мало знакомо. Думаю, что когда-нибудь удастся ближе познакомиться с их творчеством. В целом же плеяда молодых актеров и режиссеров настолько разнопланова и интересна, что за всем не уследишь.
Что бы ни происходило вокруг театральной реформы, я искренне желаю театру всегда верить в свои силы, в себя и в зрителя, который обязательно придет, оценит и поблагодарит.